#СМИ о театре
21 сентября 2017
0

Ломки не будет

http://izvestiaur.ru/culture/14052701.html">Кристина Романова г.Известия Удмуртской Республики, 21 сентября 2017


Яков Ломкин, актер театра и кино, режиссер, 20 лет проработавший в театре «Сатирикон», возглавил труппу Государственного русского драматического театра Удмуртии. Своими планами и надеждами Яков Сергеевич поделился с читателями газеты «Известия Удмуртской Республики».


Низы и верхи


- Яков Сергеевич, каким будет вектор развития театра с вашим приходом?


- Театр в Ижевске  - это довольно успешный, состоявшийся творчески театр, в котором есть интересные постановки, прекрасная труппа и замечательные цеха. Поэтому я ни в коем случае не «скорая помощь». 


Полтора года назад я ставил здесь спектакль «Чехов. Водевиль. Навсегда»  и был приятно удивлен и тому состоянию, в котором находится театр и творческой атмосфере, царящей здесь.  Поверьте, я не мало поездил по нашей родине и видел в каком плачевном положении находятся провинциальные театры, какие там стены и сцены, какая публика туда ходит, как угнетены артисты. Такими достижениями, какие есть в ижевском театре, может похвастать далеко не каждый столичный храм Мельпомены. Поэтому задачи я ставлю перед собой такие – улучшать то, что уже есть здесь хорошего.


Самая большая проблема, или даже тенденция, которую хотелось бы переломить, это существование в театре большого зазора между авангардными, очень современными по языку спектаклями и архаичными, которые сегодня можно встретить только в провинции. Это такие консервативные ситуационно-комедийные постановки как «Боинг-боинг» и «Слишком женатый таксист», которые находятся на нижней планке театрального искусства, но до сих пор нравятся зрителям.


Так вот моя задача – создать целый ряд спектаклей или проектов, которые помогут ижевскому зрителю лучше понимать современный театральный язык и таким образом приподнять нижний порог. Эти спектакли должны стать современными, интересными и востребованными зрителями.


Я ни в коем случае не виню зрителей в том, что они чего-то недопонимают в той или иной постановке, которая высоко оценивается, скажем, жюри театрального фестиваля и принимается столичной публикой. Но контент спектаклей, находящихся вне зоны досягаемости для человека, пришедшего в театр, нужно делать немного доступнее. В этих постановках должно присутствовать не только волеизъявление режиссера  - непризнанного гения, там должна прослеживаться история, сюжет, человеческие судьбы.


Зритель приходит в театр за эмоциями, за тем, чтобы немного оторваться от реальности, а если мы его сразу обухом по голове, он начинает зажиматься, ему становится не по себе, некомфортно, а он же еще за это деньги платит! Но при этом также не верно идти только на поводу публики. Зрителя нужно приучать к современному театральному языку, учить понимать его, тогда авангардные постановки будут вызывать интерес.


Шекспир наше все


- Наверное, поэтому театры сейчас так тяготеют к Шекспиру…


- Да. Это тенденция не только ижевского театра, где в течение одного сезона зрителям предложат и «Короля Лира» и «Гамлета», это выбор режиссеров и завлитов во всех театрах. Шекспира ставят чаще всех остальных драматургов уже на протяжении четырех веков. Почему? Да потому что он  - гений!


Огромная палитра пьес – от трагедий до комедий, от сказок до хроник позволяет удовлетворить любой вкус. Его произведения актуальны во все времена, потому что затрагивают вечные темы. При этом он дает огромные возможности для проявления фантазии режиссера и видения актера. В его пьесах заложена мощнейшая энергия, которая, переходя в зал, затрагивает каждого зрителя.


Шекспир – это гарантия качества, залог того, что эмоции и страсти, попадут в сердце людей, как музыка. Почему музыка считается высшим из искусств, да потому что, минуя голову, входит в душу. И мы можем улыбаться или грустить, смеяться или плакать, только услышав музыку, не понимая, что стало поводом для эмоций. С Шекспиром все точно также. Мелодика сохраняется и в переводных вариантах, а представляете, как это мощно на языке оригинала? Это поэзия, это фантастика… (цитирует монолог Отелло на английском языке).


Одна любовь на всех


- Будучи главным режиссером русского драмтеатра, вы останетесь в труппе «Сатирикона». Хватит ли вашей любви на оба театра?


- Любовь к «Сатирикону»… Это же моя альма-матер. Я служу в этом театре 20 лет. Сейчас у меня там не очень много актерской работы, больше по режиссерскому фрилансу, если так можно выразиться. В этом году я буду много ставить по России – В Челябинске, в Рязани, в Ижевске. Но эта ситуация может быть использована во благо ижевскому театру.


Находясь в Москве и принимая дистанционно какие-то решения, я могу встречаться с интересными людьми, приглашать их сюда в театр. Более того, мы с руководителем «Сатирикона» Константином Аркадьевичем Райкиным обговорили насколько возможно сотрудничество с ижевским театром. Тем более что «Сатирикон» сейчас переживает не лучшие времена: здание находится на реконструкции, труппа в постоянных гастролях, в Москве приходится снимать не родное помещение… Так что, есть вероятность рождения интересных совместных проектов помимо гастролей…


- Какие это могут быть проекты?


- Я преподаю в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина актерское мастерство. И мне бы очень хотелось, чтобы молодые артисты Ижевска получили «прививку современным театром». Конечно, вопрос упирается в финансирование, но у нас в планах создать выездную группу преподавателей, с тем, чтобы они в течение полутора месяцев провели занятия, тренинги, мастер-классы с ижевскими актерами.


При Школе есть ДПО – так называемая школа дополнительного профессионального образования для действующих актеров. По окончании курса выдается документ, но самое главное, курс поможет артистам «счистить ракушки со своих лодок», как говорят о приросших актерских штампах. 


Ну и, конечно, помимо репертуарного плана, мы будем проводить творческие лаборатории, устраивать встречи с интересными людьми, привлекать весь цвет московского театрального истеблишмента.


- Выездные сессии ДПО будут устраиваться только для актеров русского драмтеатра или планируется приглашать артистов и других театров, которых в Удмуртии семь?


- Если им это будет интересно, мы будем только рады. Если мы сформируем группу из 30 человек молодых ребят, с которыми пройдем курс молодого бойца, то это будет всем полезно. А если это будет под шапкой Минкультуры Удмуртии, это будет просто замечательно.


За четыре года существования Школы, мы уже выпустили один очный актерский курс, готовится к выпуску группа заочного обучения. Кроме того, мы готовим менеджеров, сценографов, звукорежиссеров. Свой курс режиссеров набирает Кама Миронович Гинкас.


Что касается курса ДПО, в октябре у нас начнется восьмой набор. Среди слушателей курса и актеры драматического театра, и кукольного.


Театр и актеры


- Вы сказали, что возможны гастроли «Сатирикона» в Ижевске…


- Конечно, такая возможность есть, и мы будем это обсуждать.  Сейчас «Сатирикон» сформирует план на год и станет понятно, когда можно будет выехать на гастроли сюда. Гастроли театра – это очень ответственная история, но обоюдно интересная.


Кстати, до приглашения Стелы Александровны Кудрявцевой в 2016 году, я вообще не знал, что в Ижевске есть театр! Так получилось, что город, будучи долго время закрытым (даже на карте прогноза погоды в новостях его не показывали), он и сейчас оказался в стороне от антрепризной жизни. Несмотря на то, что я занимался антрепризой долго и у меня много таких работ, мы никогда не бывали в Ижевске со спектаклями. Почему город, достаточно большой, с хорошими театрами, оказывается вне коммерческих интересов, странно.


 - Вы более 20 лет являетесь актером театра «Сатирикон». Именно знание профессии изнутри помогло вам снискать любовь ижевской труппы?


- Какой-то отрезок жизни я даже не думал, что стану режиссером. Мне хотелось заниматься только актерской профессией, только в таком качестве служить Мельпомене. Я тратил на это всю свою жизненную энергию.


Но обращение к режиссерской работе было очень органичным. Когда в театре возник некий вакуум, а творческого задора было очень много, мой лучший друг предложил мне сделать постановку. И я вдруг понял, насколько это мне интересно, как расширяются мои горизонты.


Как ни крути, а актерская профессия очень зависимая и от репертуарной политики театра, и от режиссера. Нужно, чтобы сложилось огромное количество звезд, чтобы актер оставался в обойме. Но это прекрасная профессия.


Если бы я не знал ее изнутри, мне бы, конечно, было гораздо сложнее донести до актеров свое видение постановки. А так я могу подсказывать что-то артистам, направлять их в ту или иную сторону. Уметь выразить то, что ты чувствуешь, что понимаешь, что видишь так, чтобы это стало понятно окружающим тебя людям, уже половина успеха.

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

13 февраля 2024
#Новости театра
Классика глазами подростков

Конкурс эссе о спектаклях Русского театра среди педагогов общеобразовательных школ и лицеев

10 февраля 2024
#СМИ о театре
Дни весеннего обострения

Интервью Олега Сологубова газете «Известия УР»

10 февраля 2024
#СМИ о театре
Шекспир - на первом месте

О подготовке спектакля «Много шума из ничего» - новостной сюжет ТК «Моя Удмуртия»

09 февраля 2024
#Новости театра
Шумим, братец, шумим!

Фото Игоря Тюлькина с читки комедии Шекспира «Много шума из ничего»

09 февраля 2024
#Новости театра
Разговоры по-взрослому важны для детей

Интервью завлита театра Наталии Беселевой к открытию сцены для молодежной аудитории

04 февраля 2024
#
Огромная потеря

3 февраля ушел из жизни заслуженный артист Удмуртии Алексей Агапов