#Новости театра
27 сентября 2024
0

Монологи и полифония

Посмотрите на Малой сцене Русского театра в Ижевске премьеру по монодраме  московского драматурга, по сведениям - кандидата исторических наук Юлии Поспеловой. Спектакль «Говорит Москва» поставил режиссер Владимир Золотарь.

Еще лет сорок назад со слов «Говорит Москва» начинались важнейшие правительственные сообщения. Однако в пьесе не анализируют официальные факты,  а подают только личный взгляд на них.  Мы слушаем, казалось бы, частную историю женщины, начиная с ее детства, о времени, на первый взгляд, радостно-умиротворенном. (Камерная сцена для концепции такой  премьеры подходит как нельзя лучше). Она не блестящий гений, не императрица, не фам фаталь.  Но ведь сценическое действо всегда  превращает единицу (то-есть «моно») с одно стороны - в уникальный, а с другой - в типичный случай.  И вот перед нами «маленький человек» - как свидетель больших потрясений. Не просто свидетель, а участник, не знающий поначалу о темной стороне происходящего. 

В главной и единственной роли - молодая ведущая актриса театра Екатерина Логинова. Но так сделан спектакль, да и пьеса такая, что моно- никак не может перебить поли- звучания, много – значность сравнений, диалог со зрителями (свидетелями и соучастниками). У этого текста Ю.Поспеловой раскрывается  одна черта – произносимое  вдруг превращается в стихотворения в прозе. А поэзия вам не «проза жизни»!  Это  приподнимает  привычный драматический жанр к уровню, где  обитают обобщения и смыслы. Благодаря ритму  еще один пласт пьесы как бы проступает, усиленный режиссерскими эффектами, которыми поддерживает  актерские монологи Владимир Золотарь.

Режиссер и актриса ведут неторопливый и эмоционально сдержанный прямой «стрим» - на фоне  времени и пространства абсолютной власти. Это рассказ с точки зрения вечного ребенка о мироздании, где твой отец - как бог, или его наместник. Своеобразный монотеизм, в одной отдельной стране, в одной отдельной семье. Его решения единственно верны, неповиновение Ему грозит страданиями и смертью.  Как  же складывается патерналисткое взаимодействие (патернализм - от греческого «отцовский, отеческий»)? Что ж в нем плохого-то: всем маленьким частицам  разве не естественно  принадлежать большой общности? Или?.. Об этом - пьеса и постановка. 

Сначала, конечно, приятно очарование сильного, властного человека. Девочка, как кажется,  услада для отца, с удовольствием балующего ее,  ласкового к своей «Ситанке», «Хозяйке», как он ее называет.  Отец  воспринимается ребенком с безусловной любовью. Цель всех ее стремлений: папе помочь, быть послушной, пока он работает,  быть его утешением, и его «Чарли Чаплиным» для увеселения, и «колдовать» над выпечкой для него.

Екатерина Логинова мастерски управляется с приготовлением осетинского пирога, воспроизводит все этапы рецепта. И также поэтапно проживает перед нами взросление героини. Постепенно «создание», загипнотизированное «великим папочкой» - преобразуется. Исполняет актриса эту работу точно, ни капли не форсируя.  Героиня спектакля ощущает, что ради блага общего, как провозглашено, говорят одно, думают еще что-то, а делают, вообще другое… С тебя сняли ответственность за твои решения, но с этим «в комплекте» изымается и свобода…  Мы понимаем, что в ребенке верховного «моно- жреца» (назовем его так) нарастает   разочарование, «выученная беспомощность». Приходит  и ужас, и желание бросаться на стену (буквально), и бежать ... Создатели моноспектакля  неотвратимо ведут действие к кульминации – когда приходится физически биться о преграды, потому что «некуда деться».  А развязка довольно «бытовая»: предложение отведать поминальный пирог…

Авторы спектакля напоминают, что «продуктам таких систем»  и Детям таких Отцов народов - полностью не вырваться, как правило. Объятия  будут и защищать, и душить. Можно переодеться, собрать чемодан, покинуть «локацию»…  Но паттерн данных взаимоотношений с миром  уже  утвердился и  «изнутри грызет  человека». Может, стоит  переделать «рецепт», чтоб  с «выпечки такого рода» перейти на  что-то  нетоксичное?..  

Посмотрите моноспектакль, возможно вы найдете моно-ответ для себя… Но помните - театр, как  древнейшая институция - всегда за множество решений, и  за полифонию (равноправие) мнений в ответ.
 
Все вопросы к самим себе – юные или взрослые, в зале мы не просто «потребители», «маленькие люди», такие зависимые и прочее. Здесь мы –действующие лица идущей эпохи. Или только моно- молекулы, то есть «очень одинокие» частицы?..  

Автор: Анна Володина
Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

09 октября 2024
#История театра
Историческая среда: Актриса на главные роли

Продолжение рассказа о Ванде Евреиновой - первой звезде Русского театра

07 октября 2024
#Новости театра
«Значит, получается, зрительский спектакль»

О «гвозде» гастролей - китайских «Лягушках» - рассказывает арт-директор Псковского театра Андрей Пронин

(НЕ)выносимая хрупкость

Отзыв Маши Самсоновой о спектакле «Снегурочка»

02 октября 2024
#Новости театра
Эксперты «Золотой маски» на спектакле «Папа»

Новостной сюжет в программе «Вести» ГТРК Удмуртия

02 октября 2024
#История театра
Историческая среда: Звезда по имени Ванда

О Ванде Евреиновой - первой актрисе на главные роли в Русском театре

30 сентября 2024
#СМИ о театре
«Радикально мыслящие люди – это всегда страшно»

Интервью петербургской актрисы Анны Мигицко о ее участии в спектакле Псковского театра «Лягушки»