Можно долго говорить и спорить о том какой же был Сталин, вокруг фигуры которого столько мифов, что понять где правда, где ложь, невозможно. (О том же самоубийстве его жены до сих пор строятся теории, и каждый раз всплывают новые обстоятельства). Блестящий политик, кровавый тиран - вокруг личности такого масштаба всегда будут споры. Но сейчас не об этом.
Можно долго говорить и о самой Светлане. Которая на самом деле (я говорю так, потому что в пьесе Юлии Поспеловой это гораздо более тонкая, глубокая, мягкая и теплая душа) создает впечатление мягко говоря женщины неприятной. Кажется, обладай она хоть десятой частью власти отца, она стала бы еще больше тиранкой. Если, кстати, не знаете, но захотите прочитать о ней побольше, будете поражены, скорее всего неприятно.
В пьесе нет этой грубости, хабалистости, брошенных детей, неприкрытой агрессии и много еще чего. Но сейчас не об этом.
Сейчас о спектакле и о той Светлане. Дочери отца народов. Представляете, Сталин был папой, папочкой. У него были медвежьи обьятья,табачные поцелуи. Он красиво пел, он любил принимать гостей, он не умел плавать,он не любил солнце, но любил долго гулять. Он любил спорт. Любил игру в городки.
"Городки - это игра, суть которой состоит в том, чтобы выбить все фигурки с поля. Выигрывает тот, кто выбил больше фигурок, используя меньше палок."
Так и вокруг Светы выбиваются/выбывают фигурки. Дяди не приходят в гости, друзья переводятся в другой класс,и мама, даже мама..
На протяжении всего спектакля Светлана печет осетинский пирог. Зачем?
Мне видится в это двойственный смысл. Первый, заземление нереальности происходящего. Нам сложно представить и более "маленькие фигуры,"что живут обычной жизнью. Актеры, певцы, политики. Не говоря уж о Сталине. Они живут, едят, смеются, готовят... Почти мифическая фигура Сталина словно сходит с полотна. Осетинский пирог. Он его ел. Светлана не дочь отца народов. Она обычная женщина. Вот она готовит. Может даже готовила для него.
Второй смысл. Будничность жизни, даже когда мир рушится. Когда кажется, что сердце лопнет от музыки и рассказа, Светлана резко прерывается и снова рассказывает о пироге.
Как в песне Пахмутовой "Так же падала листва в садах". Так и тут. Ты что-то готовишь, что-то ешь...
Идет жизнь. А рядом ад. За твоей дверью или соседней. А может и за двумя сразу.
Минимум декораций, приглушенный свет, музыка-метроном, что тикает в голове. Излюбленный прием режиссера - видео крупные планы - здесь работает на все 1000%. Мне иногда казалось,что я сейчас тоже закричу и побегу. Куда-то, неважно куда.
В пьесе не называется имен. Хотя здесь нет иносказательности и понятно о чем речь. Но сам спектакль он не только о конкретном отце и дочери. Он об Отце и Дочери. Он о том, как Дочь потеряла Отца. И том, что мир рухнет. И о плаче об Отце, которым он был, и о том,которым мог бы быть, и о том, которым он не был.
Финал...слезы,тяжелый чемодан,который не сдвинуть. Пустая вешалка. Жить наверно, стало легче, но холоднее.
В конце плакала.
P.S. Говорить про хорошую актерскую игру мне кажется каким-то ненужным действием. Потому что это не актерская игра. Это прожитая жизнь.
Спасибо.
Оставить комментарий