#СМИ о театре
16 ноября 2023
0

Опасный стул

13 ноября в петербургском Театре юного зрителя имени Александра Брянцева состоялась XXIX церемония вручения высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Сразу в трёх номинациях этой престижной награды был представлен спектакль питерского Театра на Васильевском «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в постановке режиссёра Галины Зальцман, которая в Русском драматическом театре Удмуртии уже приступила к репетициям комедии Мольера «Школа жён». 

 Равенство абсолютной глупости 


Премьера мольеровской комедии в «Русской драме» республики в постановке Галины Зальцман и сценографии художника Дмитрия Разумова назначена на 20 декабря.

- Сейчас мы уже начали сочинять спектакль, предварительно проговорив с артистами затею пьесы Мольера и её внутреннее решение, - в эксклюзивном интервью «Известиям Удмуртской Республики» сообщила Галина Зальцман.

Отметим, что «Школу жён» Жан-Батист Поклен, или Мольер, написал вскоре после «Школы мужей», и его новая комедия открывала у автора цикл пьес, которые историки театра обособили в разряд комедий воспитания.

- Кого и чему вы будете воспитывать этой постановкой?

- Главное наше нравоучение (хотя я глубоко сомневаюсь в том, что театр может кого-то чему-то научить) будет посвящено тому, чтобы показать зарвавшихся людей, которые кидают вызов судьбе, считая себя лучшими и правыми абсолютно во всём. Они убеждены в том, что их версия толкования событий, поступков и поведения человека единственно верна. Преисполненные величия, они с презрением относятся ко всем остальным, и даже к высшим силам, уверовав в то, что правят миром. И вот как раз именно эта абсолютность, как мне думается, равна глупости. Ну не может быть такого, чтобы твоё убеждение, даже если ты глубоко и далеко в нём продвинулся, даже если какое-то время мир тебе благоволил, позволяя окончательно запутаться в этой проблеме, было незыблемым и вечным. Поэтому и не существует полной уверенности в том, что в какой-то момент стул под тобой не сложится.

Спорные права на жалость


- Если театр не может научить, то он способен сделать человеку прививку: умей увидеть себя со стороны, - Галина Зальцман продолжила разговор о новом спектакле. – Хотя за этой комедией, связанной с человеческими отношениями и сюжетом о том, что некий господин хочет заполучить себе хорошую, правильную жену, можно разглядеть вовсе не себя, а нечто большое или кого-то другого. Мы же все находимся в контексте событий, эпохи и времени, в котором живём. Может быть, эта комедия про более глобальные понятия, отношения и большие заблуждения, когда собирающийся жениться господин уверен в том, что именно он центр мира, мироздания и мир зависит от его мнения - частного, человеческого.

- Не знаю, быть может, я деформированный человек, но когда вы говорите о том, что театр не может чему-то научить, я думаю, чувствую, что учусь и раскрываю глаза, находя аналогии с окружающими нас реалиями.

- Упирать наш спектакль на какие-то аналогии я не хочу, - отреагировала режиссёр. - Зато я очень хочу надеяться на то, что продвинутые зрители, которые обычно приходят в театр, умеют думать и ощущать глубже сюжеты мольеровской комедии характеров и положений. В любом случае в центре сюжета окажется один персонаж, которого будет играть Юрий Малашин, и поэтому вся моя радикальная позиция и аллегория относительно наказания в виде сломавшегося стула всё равно будут иметь подоплёку. И эта подоплёка состоит в том, что есть ещё и психологическое обоснование произошедшей трансформации, когда маленький прежде человек, совершенно обычный, вдруг превращается в величину с великим заблуждением в том, что он центр мира. Такой персонаж вроде бы должен вызывать неизменную антипатию. Однако я не могу исключать то, что в конце комедии, когда наш персонаж, условно говоря, будет восседать на разрушенном стуле, его нам станет искренне жалко, и он будет вызывать у нас сочувствие.

- Как мне кажется, в этом и состоит позиция настоящих гуманистов.

- Всем нам надо не забывать о том, что правами на справедливость мы не обладаем. Справедлив может быть лишь один Создатель, который всё это затеял. Он может быть жесток, но одновременно справедлив, потому что ему сверху видна вся картина. Поэтому, как мне думается, человек с собственным взглядом на жизнь и личным опытом имеет право только на милосердие. Мы можем думать о справедливости, замечать неприятные вещи, раздражающие нас, возбуждающие нас на страсть, на желание. Мы все это можем отринуть, но всё равно оказаться участниками подобных обрушений. Поэтому любого человека может быть жаль…

Человек привыкает ко всему?

В минувший понедельник спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Театра на Васильевском сразу в трёх номинациях - «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссёра» и «Лучший актёрский дуэт» - претендовал на получение престижной петербургской премии «Золотой софит».

Эта незаурядная постановка Галины Зальцман по пьесе британского драматурга Тома Стоппарда в переводе Иосифа Бродского как будто выстроилась в очередь за наградами, и в итоге победно сыграла дуэтная актёрская номинация, когда решением авторитетного экспертного жюри Михаил Николаев и Артём Цыпин были удостоены заслуженных статуэток.

- Давно знаю одно, что если ты берёшь с собой зонтик, то дождь точно не пойдёт, - рассмеялась Галина Зальцман, когда газетчик попросил режиссёра раскрыть её предощущения перед началом церемонии награждения. - Учитывая то, что я поехала в Санкт-Петербург, никакие победные предчувствия у меня не появлялись. Зато я была в восторге, искренне рада и счастлива, когда эту премию вручили Михаилу Николаеву и Артёму Цыпину! Признаюсь, что я открыла для себя этих артистов! Если прежде в разных театрах я видела много спектаклей с участием Артёма, то Мишу Николаева совсем не знала. Интересно и то, что оба артиста работают в одной труппе, но очень давно не играли вместе. Тем не менее я решила попробовать объединить их в дуэт. «Это не сработает, у тебя могут возникнуть большие проблемы, потому что они даже актёрски разные. Хотя очень дисциплинированные и умные», - заранее предупреждали меня. Несмотря на эти сигналы, я была уверена в том, что никаких конфликтных моментов и ситуаций не возникнет, и поэтому намеренно решила столкнуть двух персонажей пьесы Стоппарда на контрасте актёрской игры, контрасте их реакций на одни и те же вещи внутри одного обстоятельства. Они же полные противоположности друг другу, и адом для каждого из них является находиться вместе. Но, с другой стороны, это один и тот же человек как две стороны одной медали. Всё это создавало тот самый конфликт, который был необходим для пьесы Стоппарда. Над этим спектаклем мы работали три месяца – сегодня это большая редкость и роскошь, и в итоге у меня создалось ощущение, что всё хорошо сошлось. Не из-за меня, а из-за них, из-за Стоппарда, из-за Бродского и из-за контекста. Потому что, когда мы выпускали этот спектакль, он был очень острым. Но, видимо, постепенно человек привыкает ко всему…

Автор - Александр Поскребышев
Известия Удмуртской Республики 16 ноября 2023

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

19 апреля 2024
#Новости театра
«Снегурочка» начинает материализовываться

Художник-постановщик Ирина Долгова представила техсовету театра эскизы декораций и костюмов к спектаклю 

19 апреля 2024
#СМИ о театре
«Человек потерянный»

Рецензия Татьяны Зверевой на спектакль «Папа» опубликована в газете «Экран и сцена»

18 апреля 2024
#СМИ о театре
Встреча добрых соседей

Пресс-конференция, посвященная гастролям театра: трансляция на «Татар-информ»

15 апреля 2024
#Новости театра
Казань ждет!

17-18 апреля состоятся гастроли Русского театра на сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала

15 апреля 2024
#Новости театра
«Шутки, танцы, история о любви — это всегда актуально»

«Много шума из ничего» глазами участников Медиклуба

09 апреля 2024
#Новости театра
Встречаемся в Семейном клубе

Новый проект театра