Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииНина Пузанова «Удмуртская правда», 13 октября 2016 г.
Сегодня на примере Государственного русского драматического театра Удмуртии мы видим, что современные режиссеры отбирают из культурного наследия прошлого века то, что прошло проверку временем и, без сомнения, стало классикой.
В самом начале сезона появился новый спектакль – «Обыкновенное чудо» по пьесе-сказке Евгения Шварца (написанной в далеком 1954 году) в постановке московского режиссера Аллы Чепиноги, специализирующейся в области музыкального театра – мюзикла, оперы, имеющей солидный объем работы в детском репертуаре столичных сцен – Новой оперы и Мариинки. Вот и премьера на сцене Ижевска приближается к мюзиклу – здесь впервые за последнее время артисты поют «вживую», отказавшись от удобной «фанерной» страховки. Специально к спектаклю Андрею Комиссарову заказана музыка. За танцевальные номера отвечает Юлия Кочнева.
Ромео и Джульетта с хэппи-эндом
Шварцем написано более двадцати пьес, но прорвались в сегодняшний день немногие – среди них и «Обыкновенное чудо», дважды экранизированное в советском кино: визитной карточкой семидесятых годов стал фильм Марка Захарова с блестящим актерским ансамблем. Эта пьеса, как и «Дракон», «Тень», стала библией российской интеллигенции в период оттепели, в брежневскую эпоху. Она подарена и сегодняшним читателям и зрителям, потому что не устарела, до сих пор дышит в ритме времени.
Русский театр республики преподносит зрителям эту резонансную во все времена пьесу с большой ответственностью и надеждой на понимание, глубоко вчитавшись в ее смысл, передав интонацию, атмосферу. Получился прекрасный, гармоничный во всех своих составляющих спектакль – о любви, преодолевающей препятствия, страхи и тревоги.
Если посмотреть весь сегодняшний репертуар театра, то понимаешь, что «Обыкновенное чудо» составляет дихотомию с шекспировской «Ромео и Джульеттой». В центре обоих спектаклей – молодые герои и молодые артисты, и оба спектакля – о том, что больше всего волнует человека в период взросления и возмужания. О любви, как времени испытания, которое проходит каждый.
Не превратиться в медведя
Пространство спектакля – сцена, оформленная известным московским художником Виктором Герасименко, который начинал свою деятельность в Музыкальном театре Удмуртии. Это условные верхушки средневековых готических башен и стилизованные, красивые костюмы героев из той же эпохи. Время действия – сказочное, которое можно определить как «давным-давно». Это не антитоталитарное произведение Шварца, как «Тень» или «Дракон», а лирико-психологическое. И спектакль построен в таком же ключе. Мы следим за историей двух влюбленных с напряженным ожиданием – чем закончится борьба молодых героев с самими собою, не остановит ли их страх перед смертью, перед возможностью превратиться в животное – ведь волшебник обернул героя-Медведя в человека с предупреждением: если поцелует принцесса, то он вновь превратится в зверя. Актеры не снижают накал действия, и зритель до самого финала не знает – пришел ли он на сказку с счастливым концом или на трагедию в духе Шекспира.
Эта история, которую Шварц писал десять лет и посвятил своей любимой жене, отнюдь не поверхностно-сюжетна, она базируется на природных инстинктах и психологических стереотипах, взята из личного опыта и осмыслена в самом широком общечеловеческом ключе. Философы прошлого века – Фрейд, Кьеркегор, Хайдеггер, Деррида – глубоко разработали теорию жизни и смерти, или эроса, как воплощения жизни, и танатоса (в переводе с древнегреческого – смерти). Герои спектакля – Медведь в исполнении Антона Петрова и Принцесса – Екатерина Логинова проходят все стадии растущего чувства от восторга знакомства до экзальтированного состояния, которое могло привести как к деструктивным действиям, так и к величайшему озарению. Философы считают, что смерть заставляет человека собирать свои силы и делает его бытие более полновесным. Каждый человек в своей биографии творит уникальные композиции из проявления эроса и танатоса – кто-то совершает подвиги, кто-то превозмогает клевету и ненависть, кто-то отступает и даже, как Ромео и Джульетта, погибает. Этот конфликт порождает огромный драматизм на сцене и в жизни, потому что потом человек до конца своих дней живет в зависимости от сделанного выбора.
В этом спектакле также осуществляется «прорыв бытия в историю, просвет самораскрытия», как сформулировал Мартин Хайдеггер. Молодые герои играют свою достаточно сложную по эмоциям партитуру без мелодраматического надрыва, интеллигентно и вместе с тем чувственно, вовлекая зал в свои переживания. Зато какой катарсис ощущают все пришедшие на спектакль, даже те, кто прекрасно знает эту пьесу, когда заклинание волшебника ( а может, он просто создал влюбленным испытание) не срабатывает, и Медведь остается человеком.
В этой лирической истории – гимне любви – скрыто иносказание: недаром принцесса опрашивает своих фрейлин, вышедших замуж – одна по старой любви, вернувшейся к ней после отрицательного опыта личной жизни, другая – по расчету: как им живется? Не превратились ли их мужья в медведей – причем медведь здесь, как водится в русском фольклоре (вспомним сон Татьяны Лариной), введен и как образ грубой животной силы, похоти и жестокости по отношению к женщине, что также поначалу пугает Принцессу. И оказывается, что они живут как все – ссорятся, мирятся, а в целом – нормально.
Пьеса как автобиография
У всех героев этой мудрой сказки, кроме главной темы, свои линии и свое видение мира, и не все они сходятся на сверхзадаче. Король (Николай Ротов) – с виду добрый, любящий отец – позиционирует себя злодеем и тираном, но как-то не верится в его вредность из-за отсутствия решительности и деловитости. Тем не менее это условный сказочный типаж человека от власти. Министр-администратор (Иван Овчинников) – циник, взяточник и вор, но соревноваться в обаянии с Андреем Мироновым в фильме Вячеслав БАКУЛЕВ Марка Захарова – трудная задача. Волшебник и его жена (Михаил Солодянкин, Елена Мишина и Ирина Ромадина в двух составах) играют в этой истории и роль творцов, создателей ситуации, предвидящих будущее, и идеальную пару. Они живут в мире и любви, а муж иногда шалит, организуя сказочные ситуации. Эта пара – автобиографична, Шварц и его жена, по свидетельству современников, были именно такой идеальной парой.
Этим и другими спектаклями в Государственном русском драмтеатре Удмуртии создается качественный высокохудожественный репертуар для Театра юного зрителя, который, хочется верить, откроется в недалеком будущем. Об этом говорил во время недавнего визита в Ижевск министр культуры России Владимир Мединский. А молодым зрителям посмотреть такую историю просто необходимо. Ведь они по своему возрасту – те самые «рядовые любви», которые определяют свой путь и свою жизнь. Как бы не ошибиться.
СПРАВКА «УП»
«Обыкновенное чудо» драматурга Евгения Шварца — пьеса в трех действиях, завершенная в 1954 году. Судя по дневникам драматурга, к написанию пьесы, имевшей в черновиках рабочие названия «Медведь» и «Влюбленный медведь», Евгений Шварц приступил 10 декабря 1944 года.
Работа над произведением продолжалась в течение десяти лет; текст постоянно переделывался и шлифовался. Автор весьма трепетно относился к теме и сюжету «Медведя», о чем свидетельствует дневниковая запись: «Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком».
«Обыкновенное чудо» впервые было опубликовано в сборнике «„Тень“ и другие пьесы», вышедшем в свет в Ленинграде в 1956 году. Спектакль по пьесе впервые был представлен зрителям в 1956 году на сцене московского Театра- студии киноактера.
«Обыкновенное чудо» — в отличие от более ранних шварцевских пьес «Тень», «Голый король», «Дракон» — не имеет привязки к конкретной исторической эпохе и не несет в себе антитоталитарного посыла; по словам литературоведов, в этом произведении драматурга интересует прежде всего «природа человека в контексте его взаимоотношений с окружающим миром». Евгений Львович посвятил «Обыкновенное чудо» своей жене Екатерине Ивановне Шварц, отдельные черты которой запечатлены в образе Хозяйки.
На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов
Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра
Актер и режиссер Рафаил Кречетов
«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»
Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия
Поздравляем с премьерой всех создателей и участников спектакля «Баба Шанель»
Оставить комментарий