#СМИ о театре
01 ноября 2019
0

Тренды и бренды. География и вектор развития современного театра

География «Золотой Маски» расширилась. На карте фестиваля появился ещё один город - Ижевск, где на сцене Государственного русского драматического театра были представлены лучшие спектакли из «золотомасочной» афиши разных лет.


Как рассказала генеральный директор фестиваля Мария Ревякина, гастрольная деятельность «Золотой Маски» имеет уже 19-летню историю. За это время реализовано более 120 проектов в 52 городах. Только в Год театра «Золотая Маска» представила спектакли, отмеченные Национальной театральной премией, в Южно-Сахалинске, Омске, Таре, Новосибирске, Екатеринбурге, Серове, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Ульяновске, Димитровграде, Петрозаводске, Костомукше, Санкт-Петербурге, Череповце.


В афише «Золотой Маски» в Ижевске были не только спектакли ведущих российских театров, но и мероприятия в рамках специальной образовательной программы. Так, в день открытия фестиваля в столице Удмуртии, 1 ноября, состоялся круглый стол «Театр и город», модератором которого выступила театральный критик из Москвы Кристина Матвиенко. Также в Центре современной драматургии и режиссуры прошли лекции критика и директора Мобильного художественного театра из Москвы Алексея Киселева.



Фестиваль - это школа



Как отметил министр культуры Удмуртии Владимир Соловьёв, любой фестиваль - это школа для актёров, режиссёров, директоров и художественных руководителей театров. Поэтому одной из основных тем, затронутых на круглом столе, была тема театральных трендов, в которой огромное место отдаётся независимым театрам. Тем более тенденция такова, что участие спектаклей независимых театров и в конкурсной, и во внеконкурсной программах фестиваля «Золотая Маска» увеличивается, отметила Мария Ревякина.


- За год эксперты фестиваля отсмотрели более 1100 спектаклей по всей России. Это много. Отобрали в афишу, которую мы показываем в Москве с января по апрель, 79 спектаклей. 25 из них, то есть треть - это спектакли независимых театров. При этом основная часть этих спектаклей заявлены в номинации «Эксперимент» и «Современный танец», - рассказала генеральный директор «Золотой Маски».


Стоит отметить, что в номинацию «Эксперимент» попадают те спектакли, которые по жанру не подходят ни в одну из существующих номинаций - ни в драматическую, ни в музыкальную. Это, по словам Марии Евсеевны, говорит о том, что театр развивается не только в привычном формате и за счёт бюджетного финансирования (государственные, областные муниципальные театры), но и в новом качестве, в том числе за счёт грантов и других привлечённых средств.


Кстати, когда речь идёт о независимых театрах, имеются ввиду профессиональные, а не любительские коллективы. Это театры, в которых есть профессиональная режиссура, играют профессиональные актёры. И именно эти театры сегодня дают необходимый импульс для развития театрального искусства в стране, открывают новые тренды.


Один из таких -site-specific. Это спектакли, которые не привязаны к сцене, а идут в условиях того ландшафта, который выбрал режиссёр: городское пространство, библиотека, музей, двор какого-то дома и тому подобное. Такие спектакли привлекают своего зрителя и создают конкуренцию репертуарному театру.


Другой тренд - VR- когда с помощью специального шлема и наушников мозг зрителя становится соучастником той создающейся театром картины (аббревиатура VR происходит от английского virtualreality).


Ещё один тренд - иммерсивный театр (от английского toimmerse - погружать). Зритель, чтобы посмотреть спектакль, созданный в таком жанре, должен следовать за актёрами от одной площадки до другой, на которых и идёт спектакль. При этом он, как участник действа,существует в рамках определённого художественного мира с заданным сюжетом, но обладает при этом свободой действий и перемещений. Сохраняется только граница между внешним, привычным миром и игровым художественным пространством. Переступив её, зритель оказывается погружённым в иную реальность, где его захватывает продуманная до мелочей атмосфера, где время движется циклично, и невозможно предугадать, что ждёт дальше.


- На фестивале «Золотая Маска» этого года был представлен иммерсивный спектакль из Ростова «Волшебная страна». Его нельзя было перевезти на другую территорию, так как он полностью связан с географией города. И нам пришлось всё жюри - режиссёров, актёров, сценографов - вывезти в Ростов, чтобы они посмотрели этот спектакль. И оно того стоило, так как в итоге «Волшебная страна» была в числе лучших работ, - рассказала Мария Ревякина.



Спектакль в наушниках



Ещё один интересный тренд - индивидуальный театр - представил на круглом столе директор Мобильного художественного театра (МХТ) в Москве Алексей Киселев. Идея индивидуального театра состоит в том, чтобы поместить его в мобильный телефон и сделать удобным «для посещения» в любое время, когда пожелает обладает гаджета.  


Как это работает? Потенциальный зритель скачивает специальное мобильное приложение, с помощью которого, находясь в Москве, выбирает спектакль, соответствующий тому или иному месту в городе, идёт по обозначенному маршруту и слушает историю, которую рассказывает ему в наушники известный актёр, режиссёр или литератор.


- Такие спектакли – своего рода индивидуальные прогулки. Вы получаете карту с обозначенной точкой начала маршрута, включаете старт, и у вас начинается спектакль в наушниках, - говорит Алексей Киселев. – Ситуация, когда вы гуляете в одиночестве, совсем не похожа на ни один вид досуга, потому что обычно поход в театр или на выставку – это повод повидаться с кем-то. А мы предлагаем побыть наедине с собой и городом.


Ещё один нюанс, о котором рассказал директор Мобильного художественного театра, это возможность стать зрителем и слушателем спектакля в любое удобное время. Как писал Маяковский: «Подать, говорю, на́ дом оперу «Кармен». Подали, и слушаю, в кровати лёжа». Но, как ни странно, именно к этому новшеству зрители никак не могут приспособиться и всё время задают Мобильному театру вопросы о дне и времени следующего спектакля.


Сейчас в репертуаре театра несколько спектаклей. Среди них: «Свинарка и пастух», который рекомендуется слушать на территории ВДНХ, «Зарядье» - про историю прилегающего к Кремлю легендарного места, и «Рок-Тверская» о взлёте рок-музыки в 1990-е в декорациях центра города. А с 23 ноября в МХТ станет доступен первый детский спектакль — прогулка вокруг Кремлевской стены от поэтессы Маши Рупасовой.


Кстати, спектакль Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» стал номинантом «Золотой Маски». Он предлагает зрителю-слушателю прогулку от «Кропоткинской» до «Парка культуры» и истории знаменитых жителей Пречистинки - Шехтеля, Булгакова, Есенина, Пастернака и многих других.


- Доказательством тому, что мы делаем театр, а не аудиогид и может служить номинирование нашего спектакля на фестиваль «Золотая Маска», - подчеркнул Алексей Киселев.


И действительно, по словам зрителей-слушателей МХТ, в этих аудиоспектаклях есть какая-то магия, которая связана с определённым местом в городе. И именно эта магия заставляет тебя присесть на скамейку, пройти определённое количество шагов или взглянуть на небо в какой-то важный момент.



О спектаклях в Ижевске



Что касается столицы Удмуртии, здесь в рамках фестиваля было показано 7 спектаклей, билеты на которые были раскуплены ещё в июле.


Открывалась программа постановкой театра «Мастерская П.Н. Фоменко» по пьесе Островского «Волки и овцы». Спектакль был поставлен в 1992 году и за все 27 лет не потерял зрительского интереса. С одной стороны, он передаёт атмосферу конца XIX века, а с другой - ощущается очень современно. Характеры и проблемы, способы решения спорных и насущных вопросов всё те же, как и в 1875 году, когда была написана пьеса.


Музыкальный театр Республики Карелия из Петрозаводска поставил «Золушку». Это балет на музыку Сергея Прокофьева. Действие спектакля происходит в Москве в 1930-1940-е годы. Именно в это время композитор создавал своё произведение. Авторам спектакля хотелось донести до зрителя настроение той эпохи, когда личная трагедия переплетается с предчувствием войны.


Омский Академический театр представил на ижевской сцене спектакль по книге лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич «Время сэкондхэнд». Визуальная многослойность на сцене помогает вникнуть в многослойность смыслов текста, перейти от сопереживания к осмыслению.


Башкирский театр драмы имени М. Гафури из Уфы привёз в столицу Удмуртии спектакль «Зулейха открывает глаза». Как отметил режиссёр постановки Айрат Абушахманов, работая над спектаклем, он обратился к суфийской легенде о царе птиц, наделённом безграничной властью над другими. Но оказалось, что такой птицы нет, это иллюзия, потому что такая великая птица живёт в каждом из нас по отдельности и во всех сразу…


Театр «Практика» из Москвы представил музыкальный спектакль по мотивам сочинения Ермолая Еразма о Петре и Февронии Муромских. Спектакль о преодолении стереотипов, касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной.


Средневековые французские фарсы XV-XVI веков представил театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска. Режиссёр и художник спектакля «Корабль дураков» Денис Бокурадзе предложил зрителям фривольные сюжеты, изложенные без излишней откровенности и пошлости.


Завершил программу фестиваля «Золотая Маска» спектакль Русского драматического театра Удмуртии «Король Лир». Поставленный режиссёром Петром Шерешевским в 2017 году, этот спектакль был номинирован на премию «Золотая Маска» в шести номинациях. Полная метафор и недосказанности, эта постановка обращается к опыту зрителя и к его воображению, которые непосредственно влияют на восприятие происходящего на сцене. Таким образом, каждый получает свой спектакль, сотканный из личных переживаний и представлений.



МНЕНИЕ



Министр культуры Удмуртии Владимир Соловьёв:


  


- Наши зрители благодаря фестивалю получили уникальную возможность увидеть самые яркие премьеры последних сезонов. Ижевская афиша представляет почти весь спектр «Золотой Маски» - спектакли большой и малой форм, музыкальные, национальные, экспериментальные. Мы очень надеемся, что «Золотая Маска» в Ижевске станет доброй традицией, и мы ещё не раз будем аплодировать лучшим спектаклям российских театров.


14.11.2019


Автор: Кристина Романова


http://www.izvestiaur.ru/culture/18038501.html?fbclid=IwAR00J6Lkkf8SLW-87UxMJ9mofA1OmrCl0-vNfrj72NRn7LsJomdrqSnxc_4">Оригинал статьи

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

01 декабря 2022
#Новости театра
Такого Ротова мы еще не видели!

Редкие фотографии артиста в виртуальной галерее, созданной Архивной службой Удмуртии

25 ноября 2022
#Новости театра
Формула сказки

Первый урок Школы современного зрителя к предстоящей премьере спектакля «Голый король»

25 ноября 2022
#Новости театра
«Пушка» в деле!

19 тысяч молодых людей уже посетили Русский театр по Пушкинской карте в 2022 году

23 ноября 2022
#СМИ о театре
С любовью к человеку. К юбилею великого актера

Статья Анны Вардугиной к 70-летию Николая Ротова

21 ноября 2022
#Новости театра
Изменения в ноябрьском и январском репертуаре

24 ноября спектакль «Гамлет» заменяется на «Отрочество». Спектакль «Тартюф», анонсированный на 27 января отменяется

16 ноября 2022
#СМИ о театре
Любимый актер ижевчан

Репортаж ГТРК «Удмуртия» к юбилею Н.Н. Ротова