ПЕРЕСКАЗ ПОВЕСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
В прошлые выходные волею случая оказался в нашем драм театре на спектаклях «Дама пик»(режиссёр Яков Ломкин) и «Школа жён» (режиссёрка Галина Зальцман).
Рецензия получается большой, поэтому сначала «Дама пик». «Школа жён» как-нибудь потом.
Премьера спектакля «Дама пик» состоялась 19 мая 2022 года. На сайте театра пишут следующее: Этот спектакль – фантазия по мотивам «Пиковой дамы» и «Сцены из Фауста».
И это, конечно, сложно описать.
Начать, наверно, стоит с того, что моя спутница под конец спектакля уснула около восьми раз, хотя до этого стойко держалась. Я, к сожалению, уснуть не смог, пришлось смотреть это "великолепие" от начала и до конца.
Тянуть не буду, основная проблема – пафосная режиссура и режиссёрский замысел(ну и самоощущение актёров на сцене, но об этом позже).
Но начнём, пожалуй, издалека – с декораций, это менее болезненно.
По сути мы имеем только две декорации – это трон, который при разворачивании на 180° превращается в лестницу и пустые серые стены с тремя дверными пролётами. Звучит скучновато, верно? Не переживайте! На стены постоянно пускают мерзотные, некрасивые, плохо сделанные и безвкусные проекции!
Замок Мефистофеля? Пожалуйста! Даже анимированных горгулий на сдачу дадим!
Что-то философское про время говорят? Да нате! Вот вам часы качаются и пафосно тикают!
А потом похороны? Так вот вам с той же анимацией кадило будет качаться! А?! Какова придумка!
Ну вы поняли... (к трону претензий нет – он большую часть спектакля просто бесполезен).
Следующая проблема – это пафос. Никакого юмора.
У нас. Всё. Серьёзно.
Это не какие-нибудь там хи-хи, ха-ха! Это великий театр! Тут нет места самоиронии(только смерть старухи играется с заявкой на шутку)! И я могу принять эту позицию, не всё же время смеяться, я согласен, но в данном случае страшит нас не отсутствие юмора самого по себе, а наличие монструозного пафоса, вселенского серьёза. И от этого пафоса тянутся все остальные проблемы(и ущербность декораций, я думаю, тоже).
Пафос связывает руки актёрам. Они не могут ничего. Они могут только с вырыпаевской интонацией начитывать текст и из раза в раз повторять одни и те же приёмы, которые режиссёр счёл удачными. Например, безумно неуместно и, уж простите, кринжово выглядит, когда из раза в раз неожиданно включается какой-то тяжёлый рок и шесть актёров на ОГРОМНОЙ сцене пытаются показать мне какую-то эпичность происходящего танцем. Ладно они в своём танце не попадают в музыку, хорошо, но на кой чёрт с таким пафосом и так неуклюже пытаться из пальца высосать какой-то масштаб, какую-то философскую мораль или что там мне показывают?
С другой же стороны режиссёр почему-то решает, что удачные находки можно использовать только один раз и никак их не развивать. В спектакле есть белые манекены, девушки из массовки тоже одеты во всё белое и в начале спектакля неподвижно лежат среди этих манекенов. Интересно, как такую находку развить? Да никак. Лучше пусть актёры раза три пафосно поскачут(а-ля балет) с огромными перьями для письма, типа письма пишут, поняли? Типа, типа письмо, поняли?
И в конечном счёте, от пафоса, от несуразности актёры чувствуют себя на сцене потерянно и несуразно, собственно! Они не понимают, что они играют. Они не понимают, зачем они играют. Они хотят это поскорее закончить, потому безудержно тараторят текст, так что разобрать невозможно.Кстати, текст! Повесть А.С. Пушкина не переформатировали в пьесу! Они просто зачитывают всю повесть. ПРЯМО НА СЦЕНЕ. Вместо того, чтобы в театре показывать(напомню, театр – искусство визуальное всё-таки) – мне просто пересказывают всю повесть. Словами. Буквально. До абсурда доходит, мне актёры говорят: «И он подошёл к ней...»!
И опять же, есть спектакли, где это уместно(не зря до этого Вырыпаева вспомнил), но здесь это не то что неуместно, это бесполезно. Актёры своими репликами меня буквально убаюкивают, потому что получается жутко монотонный пересказ повести с элементами театрализованного представления. А уж когда начинается «Сцена из Фауста» – это полная смерть. Тот же словесный пулемёт, но в стихах. Я сижу в конце спектакля и уже ничего не понимаю. Какой корабль? Кого убить? Почему сверху спускаются ОГРОМНЫЕ КРЫЛЬЯ? КАКОЙ РАМШТАЙН? ЭТО ПОТОМУ ЧТО ГЕРМАНН НЕМЕЦ? ЭТО ПОТОМУ ЧТО ГЁТЕ НЕМЕЦ? ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Мне хотелось уйти с этого спектакля, но я остался. Зачем – не знаю. Чем дальше, тем было хуже. Единственная отрада – посмотрел как софиты работают. А сам спектакль – это унылое зрелище... Нет, не зрелище даже. Просто мероприятие, да. Унылое мероприятие. А жаль.
Ну хоть красиво... в целом... на фотках...
Оставить комментарий