Номинант премии «Золотая Маска»
Вильям Шекспир
Король Лир 
18+
сон без антракта по мотивам трагедии

О спектакле «Король Лир»

Премьера состоялась  в 2017 году

О спектакле рассказывает режиссер Петр Шерешевский:
«Шекспир безграничен, и, «вкапываясь» в его драматургию, обнаруживаешь, что вывести она тебя может в совершенно непредсказуемую сторону. Наш «Король Лир» – про то, что человек конечен. Про невозможность смириться с этим фактом… 
Человек, узнав о своей скорой смерти, пытается пересмотреть, переосмыслить прожитую жизнь. Страсти еще кипят в нем, но силы и разум покидают. Он вспоминает юность, наполненную страстями и грехами. События прошлого и настоящего преломляются в его сознании в историю короля, раздавшего свое царство дочерям. Действие происходит в сознании умирающего человека, перед встречей с вечностью.
Мы пытаемся рассказать эту историю языком поэзии и метафоры. Недоговаривая, оставляя пространство для работы воображения зрителя». 

Творческая группа
Петр Шерешевский

Режиссер-постановщик

Александр Мохов Мария Лукка
Художник-постановщик
Александр Рязанцев
Художник по свету

Статьи и новости о спектакле

19 октября 2021
#Новости театра
Покидая Север

Завершились гастроли Русского театра в Архангельске. Итоги поездки в цифрах, видеохронике и отзывах архангельских зрителей  

29 апреля 2019
#Новости театра
Король в рекурсии

Ирина Винтереле (Нижний Новгород) о спектакле «Король Лир»

15 декабря 2017
#СМИ о театре
Лир во временной петле

Круговорот событий во времени, механизм власти, разрыв цепочки повторений и стремление остановить неумолимое движение Колеса — и есть сюжет «Лира» в удмуртской Русской драме.

17 ноября 2017
#СМИ о театре
Тень прошлого

Петр Шерешевский придумал новую историю, в значительной мере изменив ход шекспировской трагедии. На место шекспировского сюжета-прозрения приходит сюжет-возмездие.

26 октября 2017
#СМИ о театре
Последнее слово Лира

Шекспировская трагедия в ижевском театре превратилась в размышление о личной ответственности за семью, страну и свое время

19 октября 2017
#СМИ о театре
Безграничный Шекспир

Те, кто ожидал увидеть традиционное прочтение нетленного произведения английского драматурга, испытали противоречивые чувства.

Отзывы

Дмитрий Чистяков
10
19 октября 2021

В моём личном рейтинге спектаклей «Король Лир» в постановке Русского драматического театра Удмуртии занял одну из самых высоких строк. Я посмотрел его в Архангельске, куда театр привёз эту постановку в числе других на гастроли. Спектакль мне очень понравился. Я смотрел не отрываясь, настолько он захватил меня всей совокупностью элементов - игрой, декорациями, многочисленными образами и отсылками, трактовкой, светом, реквизитом и др. Чтобы не повторяться - ниже есть развёрнутые прекрасные рецензии, и я согласен с высокими оценками, данными зрителями. Мне как раз и было очень близко увидеть не юбки-парики-кринолины средневековья, а историю, которая задевает меня как зрителя 21 века, где хочется услышать своё время, историю на понятном мне языке. И все эти образы, выстроенные в спектакле, лично мне показались насыщенными, очень точно подмеченными, и меня ничуть не удивляла и не раздражала ни отсылка к речи Сталина «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан... Неопределённый человек...», все эти «бурные аплодисменты, переходящие в овации», отсылки к сталинским судам-тройкам, пыткам и допросам с лампой в лицо - напротив, режиссёр, объединив эпохи, заставил меня сидеть и заворожённо следить за всем этим: «Как это талантливо... Как они точно сделали эту отсылку, эту деталь, этот образ...» Браво. Я получил настоящий эстетский кайф от этой постановки, и если доведётся увидеть в афише Архангельска гастроли из Ижевска - пойду не задумываясь. Спасибо всему коллективу огромное.

Елена Безбородова
18 октября 2021

«Колесо судьбы свершило свой оборот…». Классический спектакль есть в репертуаре любого театра, а уж пьесы Вильяма нашего Шекспира - обязательно! Но сколько театров, столько и «Шекспириан», режиссёры, актёры - все неповторимы. Гастроли ГРДТ Удмуртии в Архангельске были продолжены постановкой Петра Шерешевского «Король Лир». Но по мотивам трагедии. Фантазия режиссёра на основе текста.

Тёмная, почти пустая сцена, мешки, по середине ящик. Из тёмного угла скользит фигура в плаще, лицо скрыто под капюшоном. Смерть? Но нет, старик. Он в ящик забивает гвозди. Последний гвоздь в гроб? Уже готов уйти? Нет, ещё не все дела Эдмонда Лира (Николай Ротов) закончены - земли поделить меж дочерьми необходимо. Появление их на кабельных катушках уже даёт намёк на Колесо судьбы. И сыпется на дочерей их доля - то ли как песок сквозь пальцы, то ли как манна небесная. Гонерилья (Елена Мишина) и Регана (Дарья Гришаева) получили не только свои, но и долю Корделии (Екатерина Логинова). Сама же изгнана она и за её защиту бывший друг Лира - Кент (Андрей Демышев). Их лица заклеивают крест накрест, вычёркивая из своей жизни. Но вот гвозди забиты, ящик поднят - оказывается это шкаф, из которого по крупице, по частям выскальзывают тайны и секреты короля за всю жизнь.

А дальше сон-воспоминания - рождение, подложное письмо якобы от брата Эдгара (Григорий Трапезников), а позже как предал и отца (Михаил Солодянкин), чтобы самому стать Глостером. И вновь безжалостно Колесо судьбы, оно уже как жернова - ломает судьбы, жизни. И сцена предательства - отсылка к доносам, репрессиям. А шкаф висит как Дамоклов меч. Какой секрет, какая тайна высыпется из него ещё? И чёрные шторы задника как в аэропорту багаже-приёмник, что ты оставишь после себя? А Колесо судьбы свершило оборот и вот уже Лир получает обратно всё зло - предательство детей, потерю власти.

Спектакль неоднозначный. Больше авторства режиссёра и очень неординарно. Смелый эксперимент, но главный режиссёр театра Яков Ломкин посчитал, что Архангельск готов к таким экспериментам и включил этот спектакль в гастроли.

P.S. Не могла не заметить ещё до спектакля, что образ Лира Николая Ротова схож с образом Юри Ярвета.

Андрей Петров
17 октября 2021

Ставить классику так, как она написана, сейчас считается дурным тоном. Театры наперебой предлагают свои версии перекройки-переделки классических произведений. У кого-то получаются ернически-хулиганские постановки, у кого-то усложненно-метафорические. Все находят своих почитателей, без внимания не остаются. И, видимо, это хорошо. Я за свою жизнь видел немало разного рода театральных интерпретаций классики: что-то восхищало, что-то раздражало, что-то трогало, что-то оставляло равнодушным. Отправляясь на спектакль театра из Удмуртии по трагедии Шекспира «Король Лир», в принципе был готов ко всему. Открываю программку: жанр - «сон без антракта по мотивам трагедии». Ага, есть спасительная для современных режиссеров оговорка «по мотивам», да к тому же слово «сон» предполагает и оправдывает видения-смещения-трансформации. Исполнители поделены на две категории - «настоящее» и «прошлое», значит, нас ждет еще и смещение времен. Вроде бы, у Шекспира ничего не говорится о прошлом героев? У Шекспира нет, у его интерпретатора Петра Шерешевского есть: он придумал, что Глостер - это отец короля Лира, а побочный сын Глостера Эдмунд - это сам Лир. Здесь ключевое слово «побочный», т.е. изначально ущербно-закомплексованный, обреченный оказаться «побоку». Придумано так придумано. Вся описанная Шекспиром история семейства Глостера стала историей молодости короля Лира. В прошлом же волей режиссера окажутся и Гонерилья с Реганой, верней, их одноименные матери - любовницы Лира. Туда же отправятся герцоги Альбани и Корнуэл. Всё это создает довольно запутанный сюжетный клубок, ребус следует за ребусом, один головоломней другого. Голова, к слову, отказывается уже спустя несколько минут сценического действия разгадывать эти самые ребусы - пусть идет как идет. К ребусам добавим многочисленные сценические метафоры, которые оказывают в большей степени эмоциональное и эстетическое воздействие, т.е. с лихвой компенсируют головную боль от попытки разгадывания ребусов. И за всем этим остается красивое, техничное, креативное произведение театрального искусства, навеянное мотивами трагедии Шекспира. На сцене постоянно два Лира - старый и молодой. Старый перед смертью переосмысливает свою жизнь, стремится понять, почему случилось так, а не иначе. Зрителям в результате декларируется: коварство и предательство не остаются безнаказанными и порождают только себе подобное. В финале на авансцене с удочками в руках окажутся оба Лира - не короли, не записные злодеи, а просто несчастные люди.

Этот спектакль был номинирован на «Золотую маску» в шести номинациях, правда, ни одной не получил, но это неважно. Все эти шесть номинаций вполне заслуженные: режиссура, сценография, световая партитура, игра обоих Лиров, спектакль в целом вполне отвечают критериям национальной театральной премии. Ну а то, что этот спектакль лично на меня не произвел большого впечатления, не отменяет его достоинств. Интеллектуальные интерпретационные ребусы несколько утомили, изобретательные метафоры эмоционально особо не задели. Интересно было смотреть, как выкатываются огромные кабельные катушки, как они прокатываются по людям, как воспаряет над сценой и криво повисает «многоуважаемый шкаф», из которого эффектно струится песок, как технично точно работают актеры. Разве что банальной показалась лобовая привязка сценических злодеяний к советским 1930-м годам, а чтоб мы это однозначно поняли, нам еще и Сталина дали послушать да бравурный марш того времени. Использование душевной русской народной песни «Среди долины ровныя» не сделало эту историю более русской и более душевной. Холодный, рассудочный, сложносочиненный спектакль... Ловишь себя на мысли, что по-настоящему тронуло или даже встревожило: как, должно быть, физически противно, когда тебе на лицо крест-накрест наклеивают скотч, именно так здесь метили изгоев. А что же Шекспир? «Король Лир»? Да что с ними сделается! Они выдержали и еще выдержат любые интерпретации.

Галина Панкратова
16 октября 2021

А в театре давали Шекспира) И не просто Шекспира, а супер-модернового, от режиссера Петра Шерешевского. «Король Лир». Государственный русский драматический театр Удмуртии.

Спектакль длится 1.5 часа, без антракта. Не совсем по сюжету Шекспира, скорее, по мотивам ... Старый человек умирает, перед смертью осмысливает свою жизнь, в которой он сделал много зла.

Неумолимое время в спектакле показано через огромные производственные катушки, которое перемалывает всё и всех на своём пути. Речной песок, который сопровождает всех героев во всем спектакле, является и богатством, и тленом....

Метафор в спектакле очень много, их понимание приходит позднее. А сначала смотришь и думаешь, что это за бред? Актерская игра - на высоте.

Спектакль делают музыка и световое оформление. Это фантастически передает переживания героя, его предсмертные видения! Напрягает, но заставляет задуматься музыка из прошлого века, которая появляется в одной из сцен... Такое неуловимое сравнение...

Отличный вечер пятницы. Драмтеатр, как всегда, встречает отлично.

Татьяна Васильева
16 октября 2021

Шекспир безграничен, и, «вкапываясь» в его драматургию, обнаруживаешь, что вывести она тебя может в совершенно непредсказуемую сторону.

«Король Лир» – про то, что человек конечен. Про невозможность смириться с этим фактом…

Режиссёр, Пётр Шерешевский, своей постановкой пытается рассказать эту историю языком поэзии и метафоры. Недоговаривая, оставляя пространство для работы нашего воображения...

Марина Петрова
16 октября 2021

Слушайте, такого короля Лира я ещё никогда не видела. У Шекспира ведь как: параллельно разыгрываются трагедии двух семей - самого Лира, которого предают дочери и Глостера, незаконный сын которого Эдмонд предаёт сначала своего брата, а затем и отца. А в этом спектакле Глостер - отец короля Лира. У него два сына - один законный, а другой побочный, «нагуляный», нелюбимый. Вот из этого сына и вырастает король Лир.

Действие происходит как бы в петле времени. Лир на пороге смерти пытается пересмотреть, переосмыслить свою жизнь. И он уже не просто взбалмошный старик, который раздал своё королевство дочерям и которого те выгнали из дома. Он и сам был предателем брата и отца, а теперь это ему вернулось бумерангом.

Кому-то может не понравиться это достаточно вольное прочтение Шекспира, но его ведь уже как только не трактовали. Я этим спектаклем потрясена была.

И то что он абсолютно черно-белый, ни одного цветного пятнышка, только усиливает потрясение. И в финале, когда остаются два Эдмонда Лира - старый и молодой - и оба признают, что совершили много подлого, это становится светлой точкой.

Галина Брегер
16 октября 2021

Чудесный спектакль, прекрасно сыграл Николай Ротов, с этой работой Русского театра должен познакомиться каждый. Спасибо руководству театра за репертуар театра. С нетерпением ждём новых постановок!

Анна Галанова
04 апреля 2021

Вчера смотрела спектакль второй раз, впечатление и потрясение было сильнее чем в первый. Настолько гениальна работа режиссера, актеров, осветителей, звукорежиссера, что легко отправляешься вместе с ними в путешествие по чувствам и размышлениям героев. Восхищает многогранность которую рисует режиссер, очень жаль что он сейчас не работает в нашем театре.

Спасибо вам большое за такие яркие спектакли.

Я думаю надо посмотреть в третий раз.

Ольга Аверкиева
27 февраля 2021

Отличная постановка, спасибо режиссёру и актёрам, 100 процентное вливание каждого артиста в свою в роль.

Иваничкин Егор
09 января 2020

Один из любимых спектаклей моей жены. Очень эмоциональный, впечатляющий. И лекции перед спектаклем очень хороши.

Татьяна
10
11 декабря 2019

Безусловный шедевр!

Владимир
10
25 июня 2019

Это просто надо идти и видеть. Спасибо!

Ludmila Vorsina
26 марта 2019

Король Лир, Русский драматический театр, Ижевск, реж. Петр Шерешевский.
Кажется, это первый из виденных мной спектаклей по популярной пьесе Шекспира, где история полностью рассказывается самим Лиром, показывается его глазами.
Человеческая история, где что-то пропущено, что-то вытеснено, забыто за неважностью, осталось главное и самое страшное.
События, которые вбиты в жизнь гвоздями.
Лир - старик-божий одуванчик, с копной тонких всклокоченных волос, светящихся в прожекторах как нимб (вызывающе нетеатральная роль Николая Ротова, роль свидетеля собственной жизни).
Дочери-валькирии, оседлавщие огромные деревянные катушки из-под проводов, как колесницы, колеса времени.
Сама жизнь как манна небесная, дарованная и рассыпаемая из мешков, и летящая струйкой из шкафа-гроба, подвешенного над сценой.
Жизнь, из которой ты не возьмешь с собой ничего, кроме воспоминаний о сделанном.
Воспоминаний о счастье отцовства и дружбы, мира, окрашенного ностальгией и любовью в общей игре "царь горы".
Предательства, мира физических желаний и страха, под аккомпанемент речи вождя о людях неопределенного типа и стука печатной машинки при допросе.
Чувства вины, голоса выгнанной дочери с лицом шута.
И много-много других лиц, перечеркнутых черными линиями.
Король Лир как последний сон, сон о прожитой жизни.

Марина Брехт
25 марта 2019

В Московском академическом театре имени Владимира Маяковского сегодня спектакль «Король Лир» Русского драматического театра Удмуртии (Ижевск) - сон без антракта по мотивам трагедии Шекспира (режиссер-постановщик Петр Шерешевский). Спектакль - номинант фестиваля «Золотая маска» в шести номинациях!.. Постановку действительно стоит увидеть. В ней собрано все лучшее, что есть в современной режиссуре и драматургии – лаконичные декорации, атмосферный свет, завораживающий звук и хорошая актерская игра. Настолько хорошая, что на протяжении всего спектакля (1 час 40 минут без антракта) невозможно было оторвать взгляд от сцены, а в зале стояла оглушающая тишина.. Браво!

Общая оценка
10 / 10
Зрелищность
Актерский состав
Режиссура

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 16+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 16+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
150 минут

Жан-Батист Мольер

Тартюф 16+

комедия в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Постановочная группа

Петр Шерешевский

Режиссер-постановщик

Александр Мохов
Художник-постановщик
Мария Лукка
Художник-постановщик
Александр Рязанцев
Художник по свету

Действующие лица и исполнители

Эдмонд Лир (настоящее)
Эдмонд Лир (прошлое)
Гонерилья
Корделия, Шут
Корнуэл
Альбани
Радик Салахов

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 16+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 16+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
150 минут

Жан-Батист Мольер

Тартюф 16+

комедия в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Статьи и новости о спектакле

19 октября 2021
#Новости театра
Покидая Север

Завершились гастроли Русского театра в Архангельске. Итоги поездки в цифрах, видеохронике и отзывах архангельских зрителей  

29 апреля 2019
#Новости театра
Король в рекурсии

Ирина Винтереле (Нижний Новгород) о спектакле «Король Лир»

15 декабря 2017
#СМИ о театре
Лир во временной петле

Круговорот событий во времени, механизм власти, разрыв цепочки повторений и стремление остановить неумолимое движение Колеса — и есть сюжет «Лира» в удмуртской Русской драме.

17 ноября 2017
#СМИ о театре
Тень прошлого

Петр Шерешевский придумал новую историю, в значительной мере изменив ход шекспировской трагедии. На место шекспировского сюжета-прозрения приходит сюжет-возмездие.

26 октября 2017
#СМИ о театре
Последнее слово Лира

Шекспировская трагедия в ижевском театре превратилась в размышление о личной ответственности за семью, страну и свое время

19 октября 2017
#СМИ о театре
Безграничный Шекспир

Те, кто ожидал увидеть традиционное прочтение нетленного произведения английского драматурга, испытали противоречивые чувства.

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 16+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 16+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
150 минут

Жан-Батист Мольер

Тартюф 16+

комедия в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Отзывы о спектакле 14

Дмитрий Чистяков
10
19 октября 2021

В моём личном рейтинге спектаклей «Король Лир» в постановке Русского драматического театра Удмуртии занял одну из самых высоких строк. Я посмотрел его в Архангельске, куда театр привёз эту постановку в числе других на гастроли. Спектакль мне очень понравился. Я смотрел не отрываясь, настолько он захватил меня всей совокупностью элементов - игрой, декорациями, многочисленными образами и отсылками, трактовкой, светом, реквизитом и др. Чтобы не повторяться - ниже есть развёрнутые прекрасные рецензии, и я согласен с высокими оценками, данными зрителями. Мне как раз и было очень близко увидеть не юбки-парики-кринолины средневековья, а историю, которая задевает меня как зрителя 21 века, где хочется услышать своё время, историю на понятном мне языке. И все эти образы, выстроенные в спектакле, лично мне показались насыщенными, очень точно подмеченными, и меня ничуть не удивляла и не раздражала ни отсылка к речи Сталина «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан... Неопределённый человек...», все эти «бурные аплодисменты, переходящие в овации», отсылки к сталинским судам-тройкам, пыткам и допросам с лампой в лицо - напротив, режиссёр, объединив эпохи, заставил меня сидеть и заворожённо следить за всем этим: «Как это талантливо... Как они точно сделали эту отсылку, эту деталь, этот образ...» Браво. Я получил настоящий эстетский кайф от этой постановки, и если доведётся увидеть в афише Архангельска гастроли из Ижевска - пойду не задумываясь. Спасибо всему коллективу огромное.

Елена Безбородова
18 октября 2021

«Колесо судьбы свершило свой оборот…». Классический спектакль есть в репертуаре любого театра, а уж пьесы Вильяма нашего Шекспира - обязательно! Но сколько театров, столько и «Шекспириан», режиссёры, актёры - все неповторимы. Гастроли ГРДТ Удмуртии в Архангельске были продолжены постановкой Петра Шерешевского «Король Лир». Но по мотивам трагедии. Фантазия режиссёра на основе текста.

Тёмная, почти пустая сцена, мешки, по середине ящик. Из тёмного угла скользит фигура в плаще, лицо скрыто под капюшоном. Смерть? Но нет, старик. Он в ящик забивает гвозди. Последний гвоздь в гроб? Уже готов уйти? Нет, ещё не все дела Эдмонда Лира (Николай Ротов) закончены - земли поделить меж дочерьми необходимо. Появление их на кабельных катушках уже даёт намёк на Колесо судьбы. И сыпется на дочерей их доля - то ли как песок сквозь пальцы, то ли как манна небесная. Гонерилья (Елена Мишина) и Регана (Дарья Гришаева) получили не только свои, но и долю Корделии (Екатерина Логинова). Сама же изгнана она и за её защиту бывший друг Лира - Кент (Андрей Демышев). Их лица заклеивают крест накрест, вычёркивая из своей жизни. Но вот гвозди забиты, ящик поднят - оказывается это шкаф, из которого по крупице, по частям выскальзывают тайны и секреты короля за всю жизнь.

А дальше сон-воспоминания - рождение, подложное письмо якобы от брата Эдгара (Григорий Трапезников), а позже как предал и отца (Михаил Солодянкин), чтобы самому стать Глостером. И вновь безжалостно Колесо судьбы, оно уже как жернова - ломает судьбы, жизни. И сцена предательства - отсылка к доносам, репрессиям. А шкаф висит как Дамоклов меч. Какой секрет, какая тайна высыпется из него ещё? И чёрные шторы задника как в аэропорту багаже-приёмник, что ты оставишь после себя? А Колесо судьбы свершило оборот и вот уже Лир получает обратно всё зло - предательство детей, потерю власти.

Спектакль неоднозначный. Больше авторства режиссёра и очень неординарно. Смелый эксперимент, но главный режиссёр театра Яков Ломкин посчитал, что Архангельск готов к таким экспериментам и включил этот спектакль в гастроли.

P.S. Не могла не заметить ещё до спектакля, что образ Лира Николая Ротова схож с образом Юри Ярвета.

Андрей Петров
17 октября 2021

Ставить классику так, как она написана, сейчас считается дурным тоном. Театры наперебой предлагают свои версии перекройки-переделки классических произведений. У кого-то получаются ернически-хулиганские постановки, у кого-то усложненно-метафорические. Все находят своих почитателей, без внимания не остаются. И, видимо, это хорошо. Я за свою жизнь видел немало разного рода театральных интерпретаций классики: что-то восхищало, что-то раздражало, что-то трогало, что-то оставляло равнодушным. Отправляясь на спектакль театра из Удмуртии по трагедии Шекспира «Король Лир», в принципе был готов ко всему. Открываю программку: жанр - «сон без антракта по мотивам трагедии». Ага, есть спасительная для современных режиссеров оговорка «по мотивам», да к тому же слово «сон» предполагает и оправдывает видения-смещения-трансформации. Исполнители поделены на две категории - «настоящее» и «прошлое», значит, нас ждет еще и смещение времен. Вроде бы, у Шекспира ничего не говорится о прошлом героев? У Шекспира нет, у его интерпретатора Петра Шерешевского есть: он придумал, что Глостер - это отец короля Лира, а побочный сын Глостера Эдмунд - это сам Лир. Здесь ключевое слово «побочный», т.е. изначально ущербно-закомплексованный, обреченный оказаться «побоку». Придумано так придумано. Вся описанная Шекспиром история семейства Глостера стала историей молодости короля Лира. В прошлом же волей режиссера окажутся и Гонерилья с Реганой, верней, их одноименные матери - любовницы Лира. Туда же отправятся герцоги Альбани и Корнуэл. Всё это создает довольно запутанный сюжетный клубок, ребус следует за ребусом, один головоломней другого. Голова, к слову, отказывается уже спустя несколько минут сценического действия разгадывать эти самые ребусы - пусть идет как идет. К ребусам добавим многочисленные сценические метафоры, которые оказывают в большей степени эмоциональное и эстетическое воздействие, т.е. с лихвой компенсируют головную боль от попытки разгадывания ребусов. И за всем этим остается красивое, техничное, креативное произведение театрального искусства, навеянное мотивами трагедии Шекспира. На сцене постоянно два Лира - старый и молодой. Старый перед смертью переосмысливает свою жизнь, стремится понять, почему случилось так, а не иначе. Зрителям в результате декларируется: коварство и предательство не остаются безнаказанными и порождают только себе подобное. В финале на авансцене с удочками в руках окажутся оба Лира - не короли, не записные злодеи, а просто несчастные люди.

Этот спектакль был номинирован на «Золотую маску» в шести номинациях, правда, ни одной не получил, но это неважно. Все эти шесть номинаций вполне заслуженные: режиссура, сценография, световая партитура, игра обоих Лиров, спектакль в целом вполне отвечают критериям национальной театральной премии. Ну а то, что этот спектакль лично на меня не произвел большого впечатления, не отменяет его достоинств. Интеллектуальные интерпретационные ребусы несколько утомили, изобретательные метафоры эмоционально особо не задели. Интересно было смотреть, как выкатываются огромные кабельные катушки, как они прокатываются по людям, как воспаряет над сценой и криво повисает «многоуважаемый шкаф», из которого эффектно струится песок, как технично точно работают актеры. Разве что банальной показалась лобовая привязка сценических злодеяний к советским 1930-м годам, а чтоб мы это однозначно поняли, нам еще и Сталина дали послушать да бравурный марш того времени. Использование душевной русской народной песни «Среди долины ровныя» не сделало эту историю более русской и более душевной. Холодный, рассудочный, сложносочиненный спектакль... Ловишь себя на мысли, что по-настоящему тронуло или даже встревожило: как, должно быть, физически противно, когда тебе на лицо крест-накрест наклеивают скотч, именно так здесь метили изгоев. А что же Шекспир? «Король Лир»? Да что с ними сделается! Они выдержали и еще выдержат любые интерпретации.

Галина Панкратова
16 октября 2021

А в театре давали Шекспира) И не просто Шекспира, а супер-модернового, от режиссера Петра Шерешевского. «Король Лир». Государственный русский драматический театр Удмуртии.

Спектакль длится 1.5 часа, без антракта. Не совсем по сюжету Шекспира, скорее, по мотивам ... Старый человек умирает, перед смертью осмысливает свою жизнь, в которой он сделал много зла.

Неумолимое время в спектакле показано через огромные производственные катушки, которое перемалывает всё и всех на своём пути. Речной песок, который сопровождает всех героев во всем спектакле, является и богатством, и тленом....

Метафор в спектакле очень много, их понимание приходит позднее. А сначала смотришь и думаешь, что это за бред? Актерская игра - на высоте.

Спектакль делают музыка и световое оформление. Это фантастически передает переживания героя, его предсмертные видения! Напрягает, но заставляет задуматься музыка из прошлого века, которая появляется в одной из сцен... Такое неуловимое сравнение...

Отличный вечер пятницы. Драмтеатр, как всегда, встречает отлично.

Татьяна Васильева
16 октября 2021

Шекспир безграничен, и, «вкапываясь» в его драматургию, обнаруживаешь, что вывести она тебя может в совершенно непредсказуемую сторону.

«Король Лир» – про то, что человек конечен. Про невозможность смириться с этим фактом…

Режиссёр, Пётр Шерешевский, своей постановкой пытается рассказать эту историю языком поэзии и метафоры. Недоговаривая, оставляя пространство для работы нашего воображения...

Марина Петрова
16 октября 2021

Слушайте, такого короля Лира я ещё никогда не видела. У Шекспира ведь как: параллельно разыгрываются трагедии двух семей - самого Лира, которого предают дочери и Глостера, незаконный сын которого Эдмонд предаёт сначала своего брата, а затем и отца. А в этом спектакле Глостер - отец короля Лира. У него два сына - один законный, а другой побочный, «нагуляный», нелюбимый. Вот из этого сына и вырастает король Лир.

Действие происходит как бы в петле времени. Лир на пороге смерти пытается пересмотреть, переосмыслить свою жизнь. И он уже не просто взбалмошный старик, который раздал своё королевство дочерям и которого те выгнали из дома. Он и сам был предателем брата и отца, а теперь это ему вернулось бумерангом.

Кому-то может не понравиться это достаточно вольное прочтение Шекспира, но его ведь уже как только не трактовали. Я этим спектаклем потрясена была.

И то что он абсолютно черно-белый, ни одного цветного пятнышка, только усиливает потрясение. И в финале, когда остаются два Эдмонда Лира - старый и молодой - и оба признают, что совершили много подлого, это становится светлой точкой.

Галина Брегер
16 октября 2021

Чудесный спектакль, прекрасно сыграл Николай Ротов, с этой работой Русского театра должен познакомиться каждый. Спасибо руководству театра за репертуар театра. С нетерпением ждём новых постановок!

Анна Галанова
04 апреля 2021

Вчера смотрела спектакль второй раз, впечатление и потрясение было сильнее чем в первый. Настолько гениальна работа режиссера, актеров, осветителей, звукорежиссера, что легко отправляешься вместе с ними в путешествие по чувствам и размышлениям героев. Восхищает многогранность которую рисует режиссер, очень жаль что он сейчас не работает в нашем театре.

Спасибо вам большое за такие яркие спектакли.

Я думаю надо посмотреть в третий раз.

Ольга Аверкиева
27 февраля 2021

Отличная постановка, спасибо режиссёру и актёрам, 100 процентное вливание каждого артиста в свою в роль.

Иваничкин Егор
09 января 2020

Один из любимых спектаклей моей жены. Очень эмоциональный, впечатляющий. И лекции перед спектаклем очень хороши.

Татьяна
10
11 декабря 2019

Безусловный шедевр!

Владимир
10
25 июня 2019

Это просто надо идти и видеть. Спасибо!

Ludmila Vorsina
26 марта 2019

Король Лир, Русский драматический театр, Ижевск, реж. Петр Шерешевский.
Кажется, это первый из виденных мной спектаклей по популярной пьесе Шекспира, где история полностью рассказывается самим Лиром, показывается его глазами.
Человеческая история, где что-то пропущено, что-то вытеснено, забыто за неважностью, осталось главное и самое страшное.
События, которые вбиты в жизнь гвоздями.
Лир - старик-божий одуванчик, с копной тонких всклокоченных волос, светящихся в прожекторах как нимб (вызывающе нетеатральная роль Николая Ротова, роль свидетеля собственной жизни).
Дочери-валькирии, оседлавщие огромные деревянные катушки из-под проводов, как колесницы, колеса времени.
Сама жизнь как манна небесная, дарованная и рассыпаемая из мешков, и летящая струйкой из шкафа-гроба, подвешенного над сценой.
Жизнь, из которой ты не возьмешь с собой ничего, кроме воспоминаний о сделанном.
Воспоминаний о счастье отцовства и дружбы, мира, окрашенного ностальгией и любовью в общей игре "царь горы".
Предательства, мира физических желаний и страха, под аккомпанемент речи вождя о людях неопределенного типа и стука печатной машинки при допросе.
Чувства вины, голоса выгнанной дочери с лицом шута.
И много-много других лиц, перечеркнутых черными линиями.
Король Лир как последний сон, сон о прожитой жизни.

Марина Брехт
25 марта 2019

В Московском академическом театре имени Владимира Маяковского сегодня спектакль «Король Лир» Русского драматического театра Удмуртии (Ижевск) - сон без антракта по мотивам трагедии Шекспира (режиссер-постановщик Петр Шерешевский). Спектакль - номинант фестиваля «Золотая маска» в шести номинациях!.. Постановку действительно стоит увидеть. В ней собрано все лучшее, что есть в современной режиссуре и драматургии – лаконичные декорации, атмосферный свет, завораживающий звук и хорошая актерская игра. Настолько хорошая, что на протяжении всего спектакля (1 час 40 минут без антракта) невозможно было оторвать взгляд от сцены, а в зале стояла оглушающая тишина.. Браво!

Общая оценка
10 / 10
Зрелищность
Актерский состав
Режиссура

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 16+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 16+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
150 минут

Жан-Батист Мольер

Тартюф 16+

комедия в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Фото спектакля

Фотоальбомы

Король Лир на Золотой Маске

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 16+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 16+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
150 минут

Жан-Батист Мольер

Тартюф 16+

комедия в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами