Мартин МакДонах
Калека с острова Инишмаан 
16+
ирландская комедия в 2 действиях

О спектакле «Калека с острова Инишмаан»

Премьера состоялась в 2017 году.

Спектакль вошел в Long List «Золотой маски» 2018 г.

Перевод  Юлии Курбаковой, Натальи Просунцовой, Олега Качковского 

Инишмаан - забытый богом и людьми остров, на котором живут 150 человек. Здесь все друг друга знают, любят и ненавидят одновременно. И каждый мечтает вырваться в какую-то другую жизнь. Или уже не мечтает? Калека Билли точно мечтает. А тут и случай подворачивается. На соседний остров приехала киногруппа из Голливуда снимать фильм про тяжелую жизнь его жителей…
С первой постановки в 1996 году произведения МакДонаха сразу же стали культовыми, а некоторые критики окрестили его «Тарантино от драматургии». И действительно, по накалу страстей и так называемому «экшену», пьесы МакДонаха напоминают стремительные и шокирующие картины Тарантино. Они переведены более чем на сорок языков, завоевали множество премий и исключительную популярность как у актеров, так и у зрителей во всем мире.

В спектакле принимает участие ансамбль кельтской музыки D'Green

Творческая группа
Дмитрий Удовиченко
Режиссер-постановщик
Мария Лукка Александр Мохов
Художники-постановщики

Статьи и новости о спектакле

Едем на Фестиваль!

2 октября в конкурсной программе  IV Международного Фестиваля Мартина МакДонаха (Пермь) мы представим спектакль «Калека с острова Инишмаан».  

Дмитрий Удовиченко репетирует «Калеку с острова Инишмаан»

Готовимся к поездке на IV Международный фестиваль МакДонаха

Открываем 86-й сезон на фестивале

О подготовке к поездке в Пермь на Международный фестиваль МакДонаха - в репортаже ГТРК «Удмуртия»

«Калека с острова Инишмаан» в Русском драматическом театре Удмуртии: большая история маленького человека

Эта история о том, что люди далеко не такие, какими кажутся; что не всегда хорошо там, где нас нет; наконец, что взросление — это непременно кризис.

Ижевские острова. Взгляд из Перми

На страницу спектакля «Калека с острова Инишмаан» добавлен фотоальбом с IV Международного Фестиваля Мартина МакДонаха в Перми (2020). Фото Вадима Балакина

МакДонах и все, все, все

С 1 по 7 октября в Перми соберутся театры из самых разных российских городов, чтобы неделю играть спектакли исключительно одного автора – ирландца Мартина МакДонаха. 

Да здравствует Фестиваль!

Поздравляем всех участников спектакля «Калека с острова Инишмаан» с прекрасным выступлением на МакДонах-фесте!

МакДонах: далеко-близко от зрителя?

Корреспондент Российской Газеты поговорила с режиссером Дмитрием Удовиченко о том, чем его привлекла пьеса о простых ирландцах, где все парадоксально и двойственно.

«Хочется, чтобы вокруг были счастливые люди...»

Отзывы пермских зрителей о спектакле «Калека с острова Инишмаан», представленном на фестивале Мартина МакДонаха

Отзывы

Елена Быкова
17 октября 2020

ОДИНОКИЙ ОСТРОВ

Сценография и световое решение спектакля потрясает. Огромный скалистый серый остров в безбрежном морском пространстве. Он как Солярис, живет своей жизнью, до которой нет дела никому на свете, кроме его обитателей. Он меняет цвет, как меняет его океан от погоды. Чернеет, голубеет, зеленеет, желтеет. Он и есть главное действующее лицо спектакля. Жизнь жителей острова и их проблемы зрителям видны как из космоса, так как они не приближены к берегам острова (ближние 9 рядов партера отданы во власть морской стихии). Действие спектакля идет вязко, монотонно, как идет жизнь в обычной провинциальной глубинке забытого Богом уголка. Зрителям, знакомым с пьесой, действия героев понятны. Остальным приходится быть в предельной концентрации внимания, чтобы услышать через шум прибоя все споры, баталии, думы, разговоры и переживания героев. Все как в жизни, в которой чужие проблемы слышны издалека, через экран телевизора, когда передают репортаж из незнакомого населенного пункта. Режиссер берет на себя смелость отдалить от зрителей действие спектакля, чтобы они увидели в космическом измерении и отдалении одинокий остров, как песчинку, необыкновенно красивую, но и бесконечно одинокую со всеми своими страданиями.

В спектакле не сложились истории героев, в которых можно утонуть от переживаний. В нем звучит тема родины, места, к которому служат все его жители, земли суровой, но вне которой они не могут жить. На последний поклон приедет из Голливуда калека Билли, чтобы навсегда остаться на той земле, где родился...

Наталья Пищулина
07 октября 2020

Хочу сказать большое зрительское спасибо театру за спектакль! Очень рада, что увидела вашу замечательную постановку на фестивале у нас, в Перми! «Калека с Инишмана» - один из моих любимых спектакль театра «У Моста». И мне было очень любопытно увидеть постановку другого театра. И мне очень понравилось. Мне понравилась сценография спектакля, особенно море в партере. Мне очень понравился актёрский ансамбль. Такие яркие и запоминающиеся образы! Играли замечательно все без исключения! Ну, а монолог калеки Билли в исполнении Игоря Василевского тронул до слёз. Жаль, что на фестивале не было Приза зрительских симпатий. Я бы отдала его вам! Браво!

Ксения Стольная
03 октября 2020

Вчера я впервые увидела вживую спектакль Русский театр Удмуртии (Ижевск). И я рада встрече! Играли «Калеку с острова Инишмаан» в постановке Дмитрия Удовиченко.

Прежде всего, это красиво. Сцена - то ли крепость, то ли каменистый берег моря, то ли пещера, вырубленная в скале... А, может, это какая-то неведомая, удивительная страна. Груды серых гигантских кубов. На заднике - проектор. Это небо, по которому бегут чёрно-зелёные густые облака. Рядов, наверно, восемь партера (или больше?) покрыто белой тканью. На неё проецируются волны. На протяжении всего спектакля - волны. И тихое шуршание воды.

В самом начале спектакля на камнях высвечиваются слова, что Инишмаан - реальный остров. Нужно ли здесь такое предисловие? По-моему, ЭТОТ остров как раз и не реальный. Это какое-то ирландское тридесятое царство. Не такое, как у нас, - не пёстрое, не красочное, хмурое, но всё равно оно сказочное. По этой же причине мне не показались удачными сцены, когда в действие врывается музыка из «Титаника» и когда вместо облаков на проекторе показываются чудесные коровки. Они милые до жути, но они - конкретны, а спектакль всё время до того устремлялся в поэтические выси.

С первых же минут действия ощущается влияние Сергея Федотова и театра «У моста» - в том, как одеты, как говорят, как ходят. Но они будто чуть более условны, - впрочем, как им и положено, учитывая, что спектакль сторонится жизнеподобия. Люди, населяющие остров, кажутся колдуньями, эльфами и гномами (на фоне этих баррикад все выглядят маленькими). А когда на них падает проекция волн, их тела становятся будто бы прозрачными и тогда напоминают призраков.

Вся та зловещесть и потусторонность, которую сама собой рождает сценография, в спектакле приглушена. И несмотря на то, что пространство действия холодное, угрюмое, сырое, - спектакль получился тёплым. Тихим, мягким и сентиментальным. Нетипично для МакДонаха. Злость, жестокость - рассеяны. Тёмные слои событий и героев - высветлены. Но вместе с тем, как не долетала со сцены сквозь эти белые волны ненависть, так часто не долетала и любовь. Видимо, артистам не сразу удалось настроиться на правильную дальность подачи чувств, если можно так сказать, и они сперва играли так, будто в первых рядах партера - люди, а не покрытые пустые кресла. Ближе к концу спектакля расстояние между сценой и публикой стало преодолеваться уже легче и быстрей.

Насколько рельефна сценография (вновь и вновь возвращаюсь к ней, очень уж она заметна), настолько же равнинно само действие. Оно тихо плещется там вдалеке, лишённое выступов и пиков. Сюжетные поворотные узлы - ослаблены. Им то ли пока не хватает напряжённости, то ли их как бы и не должно быть. Может быть нарочно спектакль сделан плавным, я не знаю.

Возможно из-за того, что от сцены я была так далеко, мне показалось происходящее отвлечённой притчей, которая для меня не совсем сложилась в целую историю. Один интересный диалог чередовался с другим интересным диалогом. Как волна за волной шли события как бы равнозначные, без акцентов, без точек, без восклицательных и тире, а через запятую, запятую, запятую.

Конечно, в таких тяжёлых для игры условиях заразительность, наверно, должна быть просто бешеной, чтобы покрывать пространство и не тонуть на пути к зрительному залу. Иногда её хватало, иногда - нет. На мой взгляд, особую остроту действие приобретало с появлением Хелен и Бартли, и в их совместных сценах та самая заразительность легло летела к публике (по крайней мере, ко мне лично - долетала).

Спектакль получился нежным, добрым, но как будто недостаточно цветным и чуть менее извилистым, чем лично мне, как зрителю, того хотелось и ждалось. Но это лично мне, я хочу подчеркнуть. Рядом со мной зрители смеялись, выходя из зала - вытирали слёзы. «Понимаете, артисты играли... с душой! Понимаете, с душой!», - в фойе ненароком услышала слова одной из зрительниц. И она права, это правда.

Международный Фестиваль Мартина МакДонаха
03 октября 2020

156 ПЛЮС ОДИН И ОДИН ЗАЛ

«Калека с острова Инишмаан» Государственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск) не церемонится: зрителя берут за шиворот и отправляют на остров, с которого через океан (а он занимает почти ползала) ты смотришь, что там на Инишмаане?

А там камни — то серые как тягучие холодные дни, то черные как могильные плиты, то всех цветов зелени, что так радует ирландское сердце.

Герои не играют, они живут: зрители еще рассаживаются, а калека Билли просто в это время живет на сцене своей ирландской жизнью. И ему всё равно, что творится в зале, что на сцене режиссер представляет спектакль, он просто живет. Он слушает звуки природы, он мечтает, он настоящий...

Минимализм сценографии с максимализмом океана лучше слов критиков дают понять, что такое жизнь на маленьком острове с суровыми ветрами, где уехал Билли и уже 156 человек всего и остались. Тут не затеряешься, разве что в историях, сплетнях, полуправде и любви. Все в тонких нитях отношений — любви и нелюбви, ненависти и вражды, нежности и трепета - контрастные, смешанные, трогательные, с презрением, с прицелом на выгоду, всё, что присуще людям чувствовать и переживать.

И да, ты продолжаешь посмеиваться над тетушками, говорящими с камнями, поражаться поступкам Хелен и репликам Бартли, в голос ржать над Пустозвоном и его мамашей, внутренне сторониться от хмурого малыша Бобби — но порой за "очень-ирландски-выписанными" персонажами прорывается душа, боль, истина.

И Билли уже не калека, он не дрожащей рукой отправляет стеклянный корабль с посланием о своей любви и тоске матери, которую не видел. И Пустозвон уже не прикидывается дурачком-пустышкой, он снимает колпак клоуна и пронзителен в своей искренности и редком благородстве.

А ведь так и есть — копни любого, сними слой за слоем, и сможешь взять в руки трепещущее сердце... Может, этого и хотел режиссер? Теперь на стылом острове пристально смотрят на себя-зрителей гораздо больше людей, чем до спектакля...

Анна Камашева
25 января 2018

Не думала, что когда-то это скажу, но в Русском драматическом театре Удмуртииесть спектакль, заслуживающий внимания - “Калека с острова Инишмаан” (режиссер Дмитрий Удовиченко). Эксперты “Золотой маски” давно отметили его как один из наиболее заметных, но наши мнения часто различаются, и это совсем не было гарантией качества, хотя любопытство вызвало несомненно. Зная моё отношение к драмтеатру в Ижевске, можно предположить, насколько скептическим был настрой перед просмотром. Да ещё и такой вызов - лонг лист! Оказалось всё очень даже неплохо, и на этот раз я могу согласиться с уважаемыми театральными критиками. 
Небольшой заброшенный ирландский остров, где не происходит ничего интересного, все друг друга знают, любят, ненавидят и мечтают вырваться из поглотившей их обыденности. Главному герою - Калеке Билли - предоставляется уникальный шанс изменить свою жизнь и уехать в Голливуд. Но в этом ли счастье? Ответ на этот и многие другие вопросы пытается найти один из наиболее известных современных британских драматургов - Мартин Макдонах. 
Погружение зрителя в атмосферу ирландского острова режиссер начинает задолго до начала спектакля. В зрительном зале полутьма, первые восемь рядов задействованы под декорации. Благодаря современным техническим возможностям перед нами имитация моря, а на заднике - плывущие по небу облака. Другой вопрос, насколько хорошо звуко-, светорежиссер или кто-то другой, сидящий за пультом, справляется с подобным техническим оснащением. Периодически появляющийся светящийся курсор “мышки” на левой стене был очень заметен. Надеюсь, это всего лишь разовая техническая заминка. 
Вообще сценография спектакля впечатляет. Стилизованное оформление под скалистый берег, сваи, торчащие из “воды”, реалистичный реквизит. Поначалу я опасалась, что это очередная маскировка бездарного спектакля за красивыми декорациями и демонстрация финансового благополучия. К счастью, “Калека” оказался исключением. Я постоянно мысленно убирала всю эту бутафорию и задавала себе вопрос: а будет ли действие интересно само по себе? И убеждалась, что да. А та картинка, что мы видим, обрамляет работу актеров и режиссера. Всё функционально, живет и развивается вместе с сюжетом пьесы и прекрасно его визуализирует, расширяя пространство зала. Также хороша задумка режиссера с текстом о количестве жителей острова. Изменение цифры в антракте создает интригу для неподготовленного зрителя и нагнетает драматизма всей истории. 
Порадовала игра актеров. Особенно отмечу Михаила Солодянкина и Игоря Василевского. Про Солодянкина и говорить нечего. У меня часто складывается впечатление, что весь репертуар театра только на нем и держится. Его ДжонниПатинмайк великолепен. Фактурный, своеобразный, очень гармоничный. Игорь Василевский предстал во всей красе актерских способностей и блистательно сыграл Калеку Билли как физически, так и психологически. Его монолог и проход по “морю” - кульминация всего спектакля. Уже только ради этого момента стоит смотреть. Что касается Дарьи Гришаевой, сыгравшей Хелен, то мне не хватило эмоциональной достоверности её героини. Сгладила всё сцена драки с братом и окунание его в воду - замечательное усиление эмоционального эффекта при недостатке актерской игры. 
Из общей картины прекрасности спектакля немного выбивался оркестр. Я не почувствовала полной гармоничности музыки и действия. Как-то шершаво получилось. Вроде и неплох интерактив между актером и музыкантами, но не сложился он для меня в рамках этой постановки. Многие звуковые эффекты скрипки порой казались совсем лишними. 
Но в общем и целом, если не разбираться и не углубляться, то однозначно рекомендую. Спектакля такого качества в Русском драматическом театре я еще не видела. Наверное это был первый раз, когда я им искренне аплодировала. 
И в конце, как всегда, не обойдусь без претензии к администрации театра. Режиссер заранее погружает зрителя в нужную атмосферу, выходят некоторые актеры, на сцене сидит и тихонько наигрывает оркестр, объявляют: “Мы начинаем спектакль”, и тут неожиданно начинается реклама грядущих премьер. Ну что ты будешь делать! Мы же уже настроились на прекрасное, а тут вмешивается маркетинг. Как-то уж совсем некстати. Но это, наверное, чтобы я не забывала, где нахожусь! 

Елена Мосолова
24 апреля 2017

Дорогиииие Актеры! Чудеснейшие и Сильные! Эмоциональные и такие Необыкновенные! ЧУДО! Вчера было очередное ЧУДО! Для меня открытие Вашего театра началось с «Человека-подушки» и вчера то, что я увидела вновь сразу со схода в Зрительный зал, ну знаете... я готова была кричать Браво! Сразу!! Даже не смотря спектакль! Это же офигенное море! Настоящее!  И Люди-бедняки, сидящие на берегу…  Вы погрузили в мир Ирландии сразу с первой минуты. Я В Восторге! Так Сильно! Так правдиво! А монолог Калеки  -  я рыдала и впитывала, впитывала как губка… Это та самая кульминация, которая раскрывает и обнажает душу. И Ты понимаешь и раскрываешь человека для себя. До конца. «Вокруг все калеки, все.. Просто внутри, а я снаружи..» БРАВО!! Я аплодирую Вам Стоя!

Анна Соломенникова
23 апреля 2017

Эмоции переполняют! Игра актеров шикарная! Это глоток свежего воздуха! После просмотра спектакля...первое что было сказано  «я не хочу в мариинку,  я хочу годовой абонемент в наш театр»! Гордость за родину!

Ирина Медведева
23 апреля 2017

Вы на хрен сделали мой вечер :))))) Видимо, Ир... тьфу Ижевск - не такая уж и дыра, раз у нас можно посмотреть такой потрясающий спектакль))) Спасибо вам огромное за то, что рискуете и ставите такие неоднозначные вещи, а главное, даете нам шанс познакомиться с чем-то новым и безумно интересным)) Вы все без исключения - огромные молодцы и таланты!

Общая оценка
0 / 10
Зрелищность
Актерский состав
Режиссура

Вам также могут понравиться

100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 18+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Постановочная группа

Дмитрий Удовиченко
Режиссер-постановщик
Мария Лукка
Художники-постановщики
Александр Мохов
Художники-постановщики

Вам также могут понравиться

100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 18+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Статьи и новости о спектакле

Едем на Фестиваль!

2 октября в конкурсной программе  IV Международного Фестиваля Мартина МакДонаха (Пермь) мы представим спектакль «Калека с острова Инишмаан».  

Дмитрий Удовиченко репетирует «Калеку с острова Инишмаан»

Готовимся к поездке на IV Международный фестиваль МакДонаха

Открываем 86-й сезон на фестивале

О подготовке к поездке в Пермь на Международный фестиваль МакДонаха - в репортаже ГТРК «Удмуртия»

«Калека с острова Инишмаан» в Русском драматическом театре Удмуртии: большая история маленького человека

Эта история о том, что люди далеко не такие, какими кажутся; что не всегда хорошо там, где нас нет; наконец, что взросление — это непременно кризис.

Ижевские острова. Взгляд из Перми

На страницу спектакля «Калека с острова Инишмаан» добавлен фотоальбом с IV Международного Фестиваля Мартина МакДонаха в Перми (2020). Фото Вадима Балакина

МакДонах и все, все, все

С 1 по 7 октября в Перми соберутся театры из самых разных российских городов, чтобы неделю играть спектакли исключительно одного автора – ирландца Мартина МакДонаха. 

Да здравствует Фестиваль!

Поздравляем всех участников спектакля «Калека с острова Инишмаан» с прекрасным выступлением на МакДонах-фесте!

МакДонах: далеко-близко от зрителя?

Корреспондент Российской Газеты поговорила с режиссером Дмитрием Удовиченко о том, чем его привлекла пьеса о простых ирландцах, где все парадоксально и двойственно.

«Хочется, чтобы вокруг были счастливые люди...»

Отзывы пермских зрителей о спектакле «Калека с острова Инишмаан», представленном на фестивале Мартина МакДонаха

Вам также могут понравиться

100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 18+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Отзывы о спектакле 8

Елена Быкова
17 октября 2020

ОДИНОКИЙ ОСТРОВ

Сценография и световое решение спектакля потрясает. Огромный скалистый серый остров в безбрежном морском пространстве. Он как Солярис, живет своей жизнью, до которой нет дела никому на свете, кроме его обитателей. Он меняет цвет, как меняет его океан от погоды. Чернеет, голубеет, зеленеет, желтеет. Он и есть главное действующее лицо спектакля. Жизнь жителей острова и их проблемы зрителям видны как из космоса, так как они не приближены к берегам острова (ближние 9 рядов партера отданы во власть морской стихии). Действие спектакля идет вязко, монотонно, как идет жизнь в обычной провинциальной глубинке забытого Богом уголка. Зрителям, знакомым с пьесой, действия героев понятны. Остальным приходится быть в предельной концентрации внимания, чтобы услышать через шум прибоя все споры, баталии, думы, разговоры и переживания героев. Все как в жизни, в которой чужие проблемы слышны издалека, через экран телевизора, когда передают репортаж из незнакомого населенного пункта. Режиссер берет на себя смелость отдалить от зрителей действие спектакля, чтобы они увидели в космическом измерении и отдалении одинокий остров, как песчинку, необыкновенно красивую, но и бесконечно одинокую со всеми своими страданиями.

В спектакле не сложились истории героев, в которых можно утонуть от переживаний. В нем звучит тема родины, места, к которому служат все его жители, земли суровой, но вне которой они не могут жить. На последний поклон приедет из Голливуда калека Билли, чтобы навсегда остаться на той земле, где родился...

Наталья Пищулина
07 октября 2020

Хочу сказать большое зрительское спасибо театру за спектакль! Очень рада, что увидела вашу замечательную постановку на фестивале у нас, в Перми! «Калека с Инишмана» - один из моих любимых спектакль театра «У Моста». И мне было очень любопытно увидеть постановку другого театра. И мне очень понравилось. Мне понравилась сценография спектакля, особенно море в партере. Мне очень понравился актёрский ансамбль. Такие яркие и запоминающиеся образы! Играли замечательно все без исключения! Ну, а монолог калеки Билли в исполнении Игоря Василевского тронул до слёз. Жаль, что на фестивале не было Приза зрительских симпатий. Я бы отдала его вам! Браво!

Ксения Стольная
03 октября 2020

Вчера я впервые увидела вживую спектакль Русский театр Удмуртии (Ижевск). И я рада встрече! Играли «Калеку с острова Инишмаан» в постановке Дмитрия Удовиченко.

Прежде всего, это красиво. Сцена - то ли крепость, то ли каменистый берег моря, то ли пещера, вырубленная в скале... А, может, это какая-то неведомая, удивительная страна. Груды серых гигантских кубов. На заднике - проектор. Это небо, по которому бегут чёрно-зелёные густые облака. Рядов, наверно, восемь партера (или больше?) покрыто белой тканью. На неё проецируются волны. На протяжении всего спектакля - волны. И тихое шуршание воды.

В самом начале спектакля на камнях высвечиваются слова, что Инишмаан - реальный остров. Нужно ли здесь такое предисловие? По-моему, ЭТОТ остров как раз и не реальный. Это какое-то ирландское тридесятое царство. Не такое, как у нас, - не пёстрое, не красочное, хмурое, но всё равно оно сказочное. По этой же причине мне не показались удачными сцены, когда в действие врывается музыка из «Титаника» и когда вместо облаков на проекторе показываются чудесные коровки. Они милые до жути, но они - конкретны, а спектакль всё время до того устремлялся в поэтические выси.

С первых же минут действия ощущается влияние Сергея Федотова и театра «У моста» - в том, как одеты, как говорят, как ходят. Но они будто чуть более условны, - впрочем, как им и положено, учитывая, что спектакль сторонится жизнеподобия. Люди, населяющие остров, кажутся колдуньями, эльфами и гномами (на фоне этих баррикад все выглядят маленькими). А когда на них падает проекция волн, их тела становятся будто бы прозрачными и тогда напоминают призраков.

Вся та зловещесть и потусторонность, которую сама собой рождает сценография, в спектакле приглушена. И несмотря на то, что пространство действия холодное, угрюмое, сырое, - спектакль получился тёплым. Тихим, мягким и сентиментальным. Нетипично для МакДонаха. Злость, жестокость - рассеяны. Тёмные слои событий и героев - высветлены. Но вместе с тем, как не долетала со сцены сквозь эти белые волны ненависть, так часто не долетала и любовь. Видимо, артистам не сразу удалось настроиться на правильную дальность подачи чувств, если можно так сказать, и они сперва играли так, будто в первых рядах партера - люди, а не покрытые пустые кресла. Ближе к концу спектакля расстояние между сценой и публикой стало преодолеваться уже легче и быстрей.

Насколько рельефна сценография (вновь и вновь возвращаюсь к ней, очень уж она заметна), настолько же равнинно само действие. Оно тихо плещется там вдалеке, лишённое выступов и пиков. Сюжетные поворотные узлы - ослаблены. Им то ли пока не хватает напряжённости, то ли их как бы и не должно быть. Может быть нарочно спектакль сделан плавным, я не знаю.

Возможно из-за того, что от сцены я была так далеко, мне показалось происходящее отвлечённой притчей, которая для меня не совсем сложилась в целую историю. Один интересный диалог чередовался с другим интересным диалогом. Как волна за волной шли события как бы равнозначные, без акцентов, без точек, без восклицательных и тире, а через запятую, запятую, запятую.

Конечно, в таких тяжёлых для игры условиях заразительность, наверно, должна быть просто бешеной, чтобы покрывать пространство и не тонуть на пути к зрительному залу. Иногда её хватало, иногда - нет. На мой взгляд, особую остроту действие приобретало с появлением Хелен и Бартли, и в их совместных сценах та самая заразительность легло летела к публике (по крайней мере, ко мне лично - долетала).

Спектакль получился нежным, добрым, но как будто недостаточно цветным и чуть менее извилистым, чем лично мне, как зрителю, того хотелось и ждалось. Но это лично мне, я хочу подчеркнуть. Рядом со мной зрители смеялись, выходя из зала - вытирали слёзы. «Понимаете, артисты играли... с душой! Понимаете, с душой!», - в фойе ненароком услышала слова одной из зрительниц. И она права, это правда.

Международный Фестиваль Мартина МакДонаха
03 октября 2020

156 ПЛЮС ОДИН И ОДИН ЗАЛ

«Калека с острова Инишмаан» Государственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск) не церемонится: зрителя берут за шиворот и отправляют на остров, с которого через океан (а он занимает почти ползала) ты смотришь, что там на Инишмаане?

А там камни — то серые как тягучие холодные дни, то черные как могильные плиты, то всех цветов зелени, что так радует ирландское сердце.

Герои не играют, они живут: зрители еще рассаживаются, а калека Билли просто в это время живет на сцене своей ирландской жизнью. И ему всё равно, что творится в зале, что на сцене режиссер представляет спектакль, он просто живет. Он слушает звуки природы, он мечтает, он настоящий...

Минимализм сценографии с максимализмом океана лучше слов критиков дают понять, что такое жизнь на маленьком острове с суровыми ветрами, где уехал Билли и уже 156 человек всего и остались. Тут не затеряешься, разве что в историях, сплетнях, полуправде и любви. Все в тонких нитях отношений — любви и нелюбви, ненависти и вражды, нежности и трепета - контрастные, смешанные, трогательные, с презрением, с прицелом на выгоду, всё, что присуще людям чувствовать и переживать.

И да, ты продолжаешь посмеиваться над тетушками, говорящими с камнями, поражаться поступкам Хелен и репликам Бартли, в голос ржать над Пустозвоном и его мамашей, внутренне сторониться от хмурого малыша Бобби — но порой за "очень-ирландски-выписанными" персонажами прорывается душа, боль, истина.

И Билли уже не калека, он не дрожащей рукой отправляет стеклянный корабль с посланием о своей любви и тоске матери, которую не видел. И Пустозвон уже не прикидывается дурачком-пустышкой, он снимает колпак клоуна и пронзителен в своей искренности и редком благородстве.

А ведь так и есть — копни любого, сними слой за слоем, и сможешь взять в руки трепещущее сердце... Может, этого и хотел режиссер? Теперь на стылом острове пристально смотрят на себя-зрителей гораздо больше людей, чем до спектакля...

Анна Камашева
25 января 2018

Не думала, что когда-то это скажу, но в Русском драматическом театре Удмуртииесть спектакль, заслуживающий внимания - “Калека с острова Инишмаан” (режиссер Дмитрий Удовиченко). Эксперты “Золотой маски” давно отметили его как один из наиболее заметных, но наши мнения часто различаются, и это совсем не было гарантией качества, хотя любопытство вызвало несомненно. Зная моё отношение к драмтеатру в Ижевске, можно предположить, насколько скептическим был настрой перед просмотром. Да ещё и такой вызов - лонг лист! Оказалось всё очень даже неплохо, и на этот раз я могу согласиться с уважаемыми театральными критиками. 
Небольшой заброшенный ирландский остров, где не происходит ничего интересного, все друг друга знают, любят, ненавидят и мечтают вырваться из поглотившей их обыденности. Главному герою - Калеке Билли - предоставляется уникальный шанс изменить свою жизнь и уехать в Голливуд. Но в этом ли счастье? Ответ на этот и многие другие вопросы пытается найти один из наиболее известных современных британских драматургов - Мартин Макдонах. 
Погружение зрителя в атмосферу ирландского острова режиссер начинает задолго до начала спектакля. В зрительном зале полутьма, первые восемь рядов задействованы под декорации. Благодаря современным техническим возможностям перед нами имитация моря, а на заднике - плывущие по небу облака. Другой вопрос, насколько хорошо звуко-, светорежиссер или кто-то другой, сидящий за пультом, справляется с подобным техническим оснащением. Периодически появляющийся светящийся курсор “мышки” на левой стене был очень заметен. Надеюсь, это всего лишь разовая техническая заминка. 
Вообще сценография спектакля впечатляет. Стилизованное оформление под скалистый берег, сваи, торчащие из “воды”, реалистичный реквизит. Поначалу я опасалась, что это очередная маскировка бездарного спектакля за красивыми декорациями и демонстрация финансового благополучия. К счастью, “Калека” оказался исключением. Я постоянно мысленно убирала всю эту бутафорию и задавала себе вопрос: а будет ли действие интересно само по себе? И убеждалась, что да. А та картинка, что мы видим, обрамляет работу актеров и режиссера. Всё функционально, живет и развивается вместе с сюжетом пьесы и прекрасно его визуализирует, расширяя пространство зала. Также хороша задумка режиссера с текстом о количестве жителей острова. Изменение цифры в антракте создает интригу для неподготовленного зрителя и нагнетает драматизма всей истории. 
Порадовала игра актеров. Особенно отмечу Михаила Солодянкина и Игоря Василевского. Про Солодянкина и говорить нечего. У меня часто складывается впечатление, что весь репертуар театра только на нем и держится. Его ДжонниПатинмайк великолепен. Фактурный, своеобразный, очень гармоничный. Игорь Василевский предстал во всей красе актерских способностей и блистательно сыграл Калеку Билли как физически, так и психологически. Его монолог и проход по “морю” - кульминация всего спектакля. Уже только ради этого момента стоит смотреть. Что касается Дарьи Гришаевой, сыгравшей Хелен, то мне не хватило эмоциональной достоверности её героини. Сгладила всё сцена драки с братом и окунание его в воду - замечательное усиление эмоционального эффекта при недостатке актерской игры. 
Из общей картины прекрасности спектакля немного выбивался оркестр. Я не почувствовала полной гармоничности музыки и действия. Как-то шершаво получилось. Вроде и неплох интерактив между актером и музыкантами, но не сложился он для меня в рамках этой постановки. Многие звуковые эффекты скрипки порой казались совсем лишними. 
Но в общем и целом, если не разбираться и не углубляться, то однозначно рекомендую. Спектакля такого качества в Русском драматическом театре я еще не видела. Наверное это был первый раз, когда я им искренне аплодировала. 
И в конце, как всегда, не обойдусь без претензии к администрации театра. Режиссер заранее погружает зрителя в нужную атмосферу, выходят некоторые актеры, на сцене сидит и тихонько наигрывает оркестр, объявляют: “Мы начинаем спектакль”, и тут неожиданно начинается реклама грядущих премьер. Ну что ты будешь делать! Мы же уже настроились на прекрасное, а тут вмешивается маркетинг. Как-то уж совсем некстати. Но это, наверное, чтобы я не забывала, где нахожусь! 

Елена Мосолова
24 апреля 2017

Дорогиииие Актеры! Чудеснейшие и Сильные! Эмоциональные и такие Необыкновенные! ЧУДО! Вчера было очередное ЧУДО! Для меня открытие Вашего театра началось с «Человека-подушки» и вчера то, что я увидела вновь сразу со схода в Зрительный зал, ну знаете... я готова была кричать Браво! Сразу!! Даже не смотря спектакль! Это же офигенное море! Настоящее!  И Люди-бедняки, сидящие на берегу…  Вы погрузили в мир Ирландии сразу с первой минуты. Я В Восторге! Так Сильно! Так правдиво! А монолог Калеки  -  я рыдала и впитывала, впитывала как губка… Это та самая кульминация, которая раскрывает и обнажает душу. И Ты понимаешь и раскрываешь человека для себя. До конца. «Вокруг все калеки, все.. Просто внутри, а я снаружи..» БРАВО!! Я аплодирую Вам Стоя!

Анна Соломенникова
23 апреля 2017

Эмоции переполняют! Игра актеров шикарная! Это глоток свежего воздуха! После просмотра спектакля...первое что было сказано  «я не хочу в мариинку,  я хочу годовой абонемент в наш театр»! Гордость за родину!

Ирина Медведева
23 апреля 2017

Вы на хрен сделали мой вечер :))))) Видимо, Ир... тьфу Ижевск - не такая уж и дыра, раз у нас можно посмотреть такой потрясающий спектакль))) Спасибо вам огромное за то, что рискуете и ставите такие неоднозначные вещи, а главное, даете нам шанс познакомиться с чем-то новым и безумно интересным)) Вы все без исключения - огромные молодцы и таланты!

Общая оценка
0 / 10
Зрелищность
Актерский состав
Режиссура

Вам также могут понравиться

100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 18+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Фото спектакля

Фотоальбомы

На IV Международноv Фестивалt Мартина МакДонаха в Перми (2020). Фото Вадима Балакина

Вам также могут понравиться

100 минут

Вильям Шекспир

Гамлет 18+

трагедия в одном действии

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами